Если информационная база не дает возможности проведения индексного анализа в агрегатной форме, индексы могут быть построены в виде средних. Различают среднеарифметический и среднегармонический индексы. Как и в агрегатной форме, разность между числителем и знаменателем в средних индексах есть абсолютное изменение показателя.
Формулы средних индексов приведены в таблице 7.4.
Таблица 7.4 Средние индексы
| Наименование индексов | Формула индекса | Абсолютное изменение показателя | |
| 1. Среднеарифметический индекс производительности труда |
где i – индивидуальные
индексы
производительности
труда
|
где ΔТ - это экономия
численности работников за счет роста производительности труда.
| |
| 2. Среднеарифметический индекс объема продукции |
где i – индивидуальные
индексы объема
продукции
|
абсолютное изменение объема продукции.
| |
| 3. Среднегармонический индекс себестоимости продукции |
где i – индивидуальные
индексы
себестоимости
продукции,
Э- затраты на
производство
|
экономия (перерасход) затрат за счет снижения (увеличения) себестоимости продукции.
| |
Пример 2. Имеются данные о численности работников по филиалам предприятия, а также темп изменения производительности труда.
Таблица 7.5
| Наименование филиалов | Среднесписочная численность работников в отчетном периоде (чел) | Темп роста производительности труда, % |
| Филиал № 1 Филиал № 2 Филиал № 3 | 105,2 110,4 101,4 |
Решение:
В целом по предприятию изменение производительности труда будет равно:

Экономия численности работников за счет роста производительности труда составит
ед.
Таким образом, в целом по предприятию производительность труда увеличилась на 6,3%, а экономия численности работников за счет этого фактора составила 114,2 ед.
где i – индивидуальные
индексы
производительности
труда
где ΔТ - это экономия
численности работников за счет роста производительности труда.
где i – индивидуальные
индексы объема
продукции
абсолютное изменение объема продукции.
где i – индивидуальные
индексы
себестоимости
продукции,
Э- затраты на
производство
экономия (перерасход) затрат за счет снижения (увеличения) себестоимости продукции.






