Цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операции с финансовыми вложениями на предприятии, правильности отражения их в учете.
Источники информации:
1) учредительные документы;
2) выписки из реестра акционеров;
3) сертификаты акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг;
4)договоры купли-продажи ценных бумаг;
5) договоры займа;
6) депозитные договоры;
7)книги регистрации ценных бумаг (реестры);
8) учетные регистры по счетам 58, 59, 60, 62, 76, 91; 9) главная книга; 10) бухгалтерская отчетность;
11) положение об учетной политике предприятия.
План и программа проверки:
1) изучить состав финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров;
2) подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений;
3) установить правильность отражения в учете операций с финансовыми вложениями;
4) подтвердить достоверность начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями;
|
|
5) оценить качество инвентаризации финансовых вложений.
Методы проверки.
1. Проанализировать данные первичных документов и выяснить состав финансовых вложений. К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги; ценные бумаги других организаций (в том числе облигации, векселя); вклады в уставный капитал других организаций; предоставленные другим организациям займы и пр.
2. Финансовые вложения должны быть приняты к бухгалтерскому учету по первоначальной оценке. Для финансовых вложений, приобретенных за плату первоначальной стоимостью, признается сумма всех фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; при взносе в уставный капитал – согласованная стоимость; при получении безвозмездно – по рыночной стоимости.
3. Проверка актов приемки-передачи векселей и книги регистрации ценных бумаг.
4. Проверка хозяйственных операций, в результате которых произошло изменение размера и состава финансовых вложений.
5.Подтверждение метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемом при их списании (выбытии) по методу, зафиксированному в учетной политике.
6. Подтверждение правильности формирования, использования и учета резервов под обесценение ценных бумаг отражаемых на счете 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».
7. Подтверждение полноты и своевременности учетных записей. При составлении отчетности доходы и расходы по операциям с ценными бумагами показываются в составе операционных доходов и расходов полными оборотами.
8. Проверка качества проведенных инвентаризаций.
Обобщение результатов проверки можно произвести в рабочих документах аудитора. Рабочие документы могут быть оформлены в виде таблиц с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендаций аудитора.