План изучения темы:
9.1 Плоскостной картонаж. Окантовка.
9.2 Динамические игрушки из картона и бумаги.
9.3 Объемный картонаж.
9.4 Переплетные работы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите плоскостные картонажные изделия в 1-4 классах [2, 5, 6, 7].
2. Опишите методику работы с головоломками «Танграм», «Квадрат Пифагора», «Волшебный круг» (1 класс) [3, 11].
3. Для чего картону требуется окантовка? Какими материалами оклеивают картон? Охарактеризуйте простейшие способы окантовки: наклеивание изделий на основу с оставлением по периметру канта; окантовка объекта труда сплошным оклеиванием обратной стороны (целым листом); окантовка оклеиванием основы по периметру полосками бумаги [1].
4. Опишите простейшие приспособления для подвешивания плоских картонажных изделий.
5. В каких классах младшие школьники изготавливают динамические игрушки [2, 5, 6, 7]? Почему игрушки так называются? Какие особенности конструкции позволяют динамическим игрушкам двигаться? Как выполняется проволочное соединение «улитка»?
|
|
6. На какие группы делятся соединения деталей в изделии? Охарактеризуйте соединения клеевые, щелевые, плетением. В какой последовательности с ними знакомятся младшие школьники [2, 5, 6, 7]?
7. Перечислите объемные картонажные изделия в 1-4 классах. С какими объемными геометрическими телами работают младшие школьники [2, 5, 6, 7]?
8. Что такое «развертка детали»? Чем «развертка» отличается от «выкройки»? Какое размещение клапанов считается наиболее удобным [1]?
9. Опишите методику ознакомления с разверткой по классам. Для каких изделий в 1-4 классах используется развертка, а для каких – выкройка [2, 5, 6, 7]?
10. Перечислите составные части книги. Какие виды переплета существуют? Перечислите конструктивные детали переплетов книг. Как заготовить и собрать конструктивные элементы книг: крышки (обложку), корешок, слизуру, форзац, книжный блок? Опишите приемы соединения элементов [1].
11. Перечислите основные материалы, используемые для переплетения книг и ухода за ними. Для чего в переплетных работах нужны подрезная доска, ножницы, переплетный нож, фальцлинейка, игла, кисти для клея, нитки, пресс? Какие виды ремонта книг доступны младшим школьникам [1, 10]?
Задания:
1. Подготовьте демонстрационные чертежи разверток куба, конуса, цилиндра, пирамиды [7]. По разверткам изготовьте фигуры.
2. Творческое задание. Сконструируйте два образца объёмных ёлочных украшений.
3. Разработайте конспект урока в 4 классе на тему «Сказочный город» [4, 7].
4. Изготовьте динамические игрушки, предусмотренные программой для 4 класса. Разработайте конспект урока по изготовлению одной из игрушек [4, 7, 8, 9, 10].
5. Изготовьте одно из переплетных изделий [1].
6. Разработайте беседу для учеников 4 класса о профессии конструктора.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1