Выделяют три основных признака, отличающих государство и право от родовой организации первобытного общества:
1. Разделение населения по территориальному признаку, в результате чего родовая организация общества преобразуется в административно-территориальную.
2. Учреждение публичной власти, которая, являясь политической властью экономически господствующего класса, не сливается с населением. Ее осуществляет группа привилегированных людей, занимающихся только управлением и использующих для этого аппарат принуждения.
3. Введение налоговой системы, основу которой составляют взносы населения на содержание публичной власти.
5 основных признаков, характеризующих государственно-правовую организацию общества:
1) территория; 2) население; 3) организация публичной (политической) власти; 4) налоги; 5) суверенитет.
Территория. Государственная власть объединяет по признаку территории, т.е. по месту жительства. Принцип разделения населения по территории позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить большую эффективность управления своими гражданами.
Население. Данный признак характеризует состав и “относимость”, т.е. принадлежность людей к данному обществу, гражданству.
Организация публичной политической власти. Имеется в виду то, что
-во-первых, государство является властью, которая не сливается с обществом, а выделяется из него.
-во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом
-в-третьих, эта власть призвана обеспечить поддержание правопорядка, нормальной жизнедеятельности людей
- в-четвертых, публичная власть как разновидность политической власти означает наличие у нее особого аппарата, включающего различные органы
Политическая власть – это организованное принуждение, концентрированное принуждение одной части общества по отношению к другой.
Суверенитет выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны – внутренний, и независимость государственной власти в сфере взаимоотношений с другими государствами – внешний.
Суверенитет государства внутри страны выражается:
1. В единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны.
2. В общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства. Такая общеобязательность решений проявляется и в пределах экстерриториальности (например для граждан и учреждений, находящихся за границей).
3. В прерогативе, т.е. в возможности отмены и признании ничтожными антиконституционные действия любой общественной власти.
4. В исключительной компетенции (полномочиях) государства на издание законов и иных нормативно-правовых актов (указов, постановлений и т.д.), их применение.
Внешний суверенитет (вне государственной территории) выражается в возможности государства самостоятельно проводить внешнюю политику, выступать в качестве равноправного участника международно-правовых отношений.
Налоги - взимание с населения определенных материальных средств, необходимых для содержания государственного аппарата и реализации государственных программ (например, подоходный налог, налог на транспорт, на имущество и др.).
Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти общества, взимающая с населения налоги, издающая законы и обеспечивающая их реализацию.
Цель государства – благо общества, благо каждого из членов общества.
Предназначение государства состоит в том, чтобы достичь стоящей перед ним цели с помощью имеющихся в его распоряжении средств (государственный аппарат и законы) в процессе регулирования общественных отношений.
Сущность государства состоит в том, чтобы с помощью государственного аппарата и законов обеспечивать целостность и нормальную жизнедеятельность общества. Сущность государства выражается в его функциях.
Конспект ПО ТЕМЕ №2:
КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
План:
1. Многообразие трактовок сущности и процесса происхождения государства
2. Общая характеристика основных теорий сущности и происхождения государства