Эволюция государства как системы социальных функций

Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Все древние цивилизации дают нам такие примеры. Однако, социальные функции государства появляются на довольно поздних стадиях эволюционного развития. В развитии социальных функций существует три периода:

1. Наличие первичных социальных функций в виде общих социальных целей и задач;

2. Проявление в виде экономических функций;

3. Возникновение и развитие конкретных социальных функций.

Таким образом, очевидно, что в основе генезиса государственности находится вектор развития его социальных функций.

Социальные задачи, лежащие в основе возникновения феномена государства и направленные на удовлетворение основных жизненно важных потребностей людей в безопасности, гарантиях выживания и благоприятных экономических условиях, а так же достижения целей отдельных, обладающих властью социальных групп, реализуются различными способами, усложняющимися в процессе цивилизационного развития. Но в процессе эволюции правовые, властные и экономические функции стабилизируются и при дальнейшем развитии принципиально не изменяются. Иная картина с развитием социальных функций. Они не только присутствуют в той или иной форме на всех этапах функционального развития, но с каждым этапом нарастают как их влияние в функциональных системах государства, так и количественно. Более того, в современных условиях социальные функции государства становятся доминирующими.

Все это позволяет сделать вывод, что эволюция государства на современном этапе - эволюция его социальных функций.

Выделение периодов государственного развития с позиций особенностей социальных функций каждого этапа позволит глубже понять не только логику проявления социальной сущности государства и механизмы её реализации, но и природу соотношения важнейших государственных свойств – экономического и социального, власти и права, общества и отдельных социальных групп, права и духовно-нравственных ценностей, личности и общества.

Изучая социальную сущность государства, мы сталкиваемся с необходимостью разделения государственных социальных функций и проявлений социальной активности общества и его институтов (церковь, сообщества, сословия, цеха, гильдии и т.п.). Данное разделение важно как для понимания природы социального, так и определения специфики и механизмов социальной деятельности государства.

Рассматривая догосударственные формы социальной деятельности, мы видим два различных источника её проявления – рациональный, диктуемый жизненной необходимостью, и иррациональный, не зависящей от объективной реальности.

Первый связан с задачами выживания, защитой родового пространства. Эти принципы связаны с выживанием рода в условиях столкновения с соседями, завоевателями, природой. Иррациональная причина социальной деятельности кроется в социально-психологических механизмах нравственности, чувстве сопереживания и милосердии.

В случае рационализма, который в большинстве случаев проявляется в виде взаимоподдержки членов общины, перераспределении благ и помощи соплеменникам. С возникновением государственности рациональные мотивы социальной деятельности трансформируются в социальные функции государства и проходят длительный путь развития.

В отличие от рациональных, иррациональные мотивы с возникновением государства изменений не претерпевают. Важно отметить, что социальная активность этого плана непосредственно не связана с государством и не относится к его функциям. Пространством реализации иррациональных мотивов социальной активности становится морально-этическая сфера и прежде всего - любая религия.

Для объективного представления природы социальной активности необходимо рассмотреть так же институт клиентелы – патроно-клиентские связи в средневековом обществе. Система социальной поддержки сеньором своих сторонников (клиентов) была механизмом реализации властной функции и формировала властную структуру.

Период с момента формирования семейно-родовых общин и до конца средневековья является движущим мотивом милосердия, а наиболее развитые формы представлены практикой монастырского и церковного призрения. Обозначим данный этап как период стихийной благотворительности. Для этого этапа так же характерна множественность субъектов реализации общественных социальных функций: индивидуальная, в том числе и власть предержащих, милостыня; странноприимные дома, больницы при монастырях; братчина, «помочи», «институт старцев», помощь вдовам в общинах и т.п. Главным для них является то, что они факультативны и являются формой благотворительности.

Второй этап развития социальной деятельности характеризуется возникновением двух полюсов, имеющих сравнительно антагонистический характер. С одной стороны происходит развитие общественной благотворительности, её структурирование, расширение сфер приложения, создание специализированных институтов, а с другой – государство начинает рассматривать нищету и социальную ущербность и порок и борется с ним административными методами. Например, С XVI в. в Европе появляются законы против отдельных бедствующих социальных групп – бродяг, нищих, осиротевших и больных – и создаются специализированные пенитенциарные учреждения – смирительные и прядильные дома, работные дома, карантины, в которые направляют насильно. Так, в Англии с 1531г. разрешается просить милостыню только калекам и старикам, а с 1536 г. нищие подпадают под ответственность судов. Аналогичные законы принимают Франция и Германия. Социальная деятельность государств осуществляется министерствами внутренних дел и полиции. Наряду с этим происходит дальнейшая гуманизация традиционных форм государственной социальной поддержки недееспособных групп. Расширяется перечень клиентелы государства – выкуп пленных в России (Решение Стоглавого Собора и образование Поляничного Приказа в 1668 г.); раздача земель на прожиток вдовам и детям погибших на государственной службе и др. Государство не брало на себя финансовых обязательств и эти структуры функционировали за счет пожертвований, «милости боголюбцев», государство рассматривает социальную защиту лишь с позиций милосердия, а основой его политики является отношение к социальным болезням как к злу. Поэтому второй выделяемый нами период развития государственных социальных функций можно обозначить как этап борьбы против нищеты, знаменующийся расхождением эмоционального и рационального в государственной политике. Борьба государства против нищеты и социальных изгоев происходит параллельно росту числа общественных социальных институтов, основанных на частной благотворительности и возникающих в обществе новых социальных идеях.

Рост общественных и социальных институтов в XVII в. и первой половине XVIII в. основывается уже не только на теологических и нравственных мотивах, но и новом мировоззрении, сформированном философией Нового времени. В XVII в. начинают формироваться идеи естественного права, общественного договора, солидарности и справедливости.

В этот же период в обществе получает развитие идея права на достойное человеческое существование.

Третий этап развития социальных функций государства в Европе и России продолжался со второй половины XVIII в. по 70-е годы XIX в. Характерной особенностью данного этапа является принятие на себя государством возрастающей ответственности за удовлетворение социальных потребностей всех общественных групп и начало возникновения у государства собственно социальных функций.

Между резолюцией Петра I «богадельням быть» и образованием Екатериной II Приказа общественного призрения в 1775 г. проходит принципиальный водораздел между государственной благотворительностью и системой государственной социальной защиты.

С конца XVIII в. в Европе и России складывается государственно-административная система общественного призрения. Для этой системы характерны становление институциональной системы помощи, формирование правовой базы, административное управление, включающее территориальные структуры, частичное финансирование государством социальной помощи. Особенностью данного этапа является то, что государство, принимая на себя ответственность за социальную политику, не стремится к прямому исполнению социальных функций, а только содействует в этом другим институтам – личной и общественной благотворительности, благотворительным обществам, корпоративному социальному страхованию, местной власти, церкви.

Необходимо отметить, что на данном этапе противопоставление милосердия и благотворительности полицейскому государственному подходу к нищете в определенной степени снимается. Государство уже не преследует за нищету, но еще и не ставит цель её устранения.

Две основные характеристики данного этапа: - появление у государства собственно социальных функций и обращенность социальной политики на всех членов общества – взаимосвязаны и основаны на необходимости обеспечения консолидации общества, испытывающего прогрессирующее антагонистическое противоречие в условиях раннего капитализма. Принцип солидарности, согласно которому общество имеет обязательства перед своими членами, напрямую вытекающий из теории общественного договора или социального контракта, не может быть реализован через благотворительность.

Уже во время Французской революции государство берет на себя функцию социальной помощи жертвам гражданской войны, о чем свидетельствует целая серия революционных декретов: о помощи акадийцам и беженцам из Канады; о компенсациях гражданам, собственности которых был нанесен ущерб в связи с вражеским вторжением; о помощи родственникам. К этому же времени относится возникновение идей социального страхования, или, в терминологии того времени, «взаимное вспомоществование», которое позже станет основным инструментом социальной солидарности и должно ограждать людей от рисков. Идеи социального страхования, как механизма устранения индивидуальных рисков, получили воплощение еще в виде общих касс при гильдиях и профессиональных цехах, осуществляющих социальную помощь вдовам и сиротам членов цеха; сельских общинах; «огневых товариществах» (XV в. - в немецких замках); «коровьих кассах» (XVI век); страховых акционерных обществах (первое – голландская Ост-Индская компания, 1602 год); «тонтинах» (по имени итальянского врача Тонти – XVII в., Франция); похоронных и пенсионных касс XVIII в.; обществ по страхованию жизни (первое возникло в 1765 г. в Англии).

К этому же периоду относится развитие наряду с идеей солидарности и идеи справедливости, получивших в ходе Французской революции форму принципов. Идея справедливости, понимаемая как соответствие природе вещей или экономической, либо политической норме, была дополнена идеей справедливости в рамках общественного договора и естественных прав человека.

В соответствии с отечественной традицией данный этап можно обозначить как этап общественного призрения.

Следующий, четвертый, этап развития социальных функций начинается во второй половине XIX в. и характеризуется переходом социальных функций общества к государству.

Середина XIX в. стала тем перекрестком, на котором встретились рациональный, диктуемый объективными потребностями выживания и экономики путь развития социальных функций государства, и иррациональный, обусловленный религией, нравственностью и милосердием. Развитие производительных сил потребовало более мощной социальной интеграции общества, которая могла быть достигнута только через деятельность государства по консолидации всех граждан на основе солидарности. При этом отношения государство и общество и государство и личность претерпели определенные изменения, связанные с совпадением государственных целей и морально-этических принципов человеческого общежития.

В отличие от социалистов-утопистов, подчеркивавших доминирующую ценность всеобщего блага и подчинения личных интересов интересам общества, отводившим государству роль обеспечения общественных целей, идея социального государства с самого зарождения, снимает довлевшее со времен Аристотеля противоречие, возникавшее из деления государств на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (достигаются частные цели). В социальном государстве впервые происходит совпадение личностных и общественных целей. И не просто совпадение, а принятие государством целей индивида как своих собственных.

Основой идеи о социальной направленности государства послужили представления социалистов-утопистов, трансформировавшиеся у И.Бентама, Э.Чэдвика в тезис о необходимости оценки любого законодательства и всех институтов с точки зрения принципа «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Э.Чэдвик первым выдвинул положение о необходимости изменения социальной среды с помощью государственной деятельности, «которая не только выполняет функцию помощи слабым, но и создает условия для развития своих граждан».

Государство признало себя ответственным за условия жизни людей, благотворительность перестала быть только актом веры и сострадания отдельного человека и стала государственной функцией.

Приход государства как субъекта социальной защиты на смену частной благотворительности привел, с одной стороны, к резкому возрастанию объема социальных гарантий и численности их получателей в обществе, с другой - к повышению притязаний общества напрямую к государству. Все это стало основой для изменения роли государства в отношении государство-личность. Личность из обязанной государству превратилась в того, кому государство обязано.

При сопоставлении появления во второй половине XIX века и дальнейшее развитие в XX в. идей социального государства с глобальными изменениями в этот период общества становится очевидным, что принятие на себя государством социальных функций является не следствием отдельно взятых факторов, а изменением роли человека в обществе, экономике, производстве. Изменение отношения власть-личность вследствие общественно-экономического и научно-технического прогресса стало причиной возникновения нового цивилизационного уровня развития государства – социального государства.

Приобретение государством собственно социальных функций изменило всю функциональную структуру его. Социальные функции стали доминирующими, возникли и постоянно возникают новые функциональные системы социальной направленности, количество социальных функций увеличивается, и они существенным образом преобразуют правовые, властные и экономические характеристики государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: