Действия, противоположные перечисленным выше, естественно способствуют снижению и устранению мышечных напряжений. 2 страница

Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имеющихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А. Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Там, где предмет требует больших умственных способностей для овладения основами сложной области знания, например, в ядерной физике, имеется определенная связь между степенью развития умственных способностей и оригинальностью, проявляемой при решении задач, однако эта связь сравнительно невелика. В то же время «у художников, скульпторов и графиков корреляция между качеством работы и умственными способностями нулевая или даже отрицательная» (115. С. 15). Эти различия, по-видимому, связаны с особенностями функционирования вербального и невербального интеллекта. Здесь достижения в одной области могут не совпадать с достижениями в другой. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения, а знаменитый физик с мировым именем Ландау не находил ничего привлекательного в звуках самой прекрасной музыки.

Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежным показателем проявления творческой личности. Изучение нескольких сотен научных работников одного крупного американского научного центра не выявило никакой связи между оценками, полученными ими в высшей школе, и успехами в исследовательской работе (111. С. 13).

В одном американском журнале были опубликованы результаты интересного эксперимента: были собраны факты и материалы о прошлом великих изобретений, в частности, Генри Форда и Томаса Эдисона, у которых, как известно, не было диплома о высшем образовании. Изменив имена великих изобретателей, сделав каждого из них 24-летним, экспериментаторы внесли их данные в анкеты-заявления о найме на работу. Информация прошла через многих служащих отдела по найму и ни одному из гениев не было предоставлено работы.

Бессознательное нечало в творчестве

Творчески мыслящие люди отличаются от людей, способных только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высокое развитие эмоциональной сферы помогает таким людям обращаться в сложных ситуациях к образам подсознания и из него черпать решение поставленных задач.

Археолог Гилпрехт не мог долгое время прочитать надписи на своих археологических находках, относящихся к 1300 г. до н. э. Однажды во сне ему явился жрец и объяснил, что его находки — черепки цилиндрического сосуда и что их надо соответствующим образом сложить, чтобы суметь прочесть. Утром профессор сложил черепки так, как ему сказал жрец, и ему удалось прочитать надпись.

Нильсу Бору, когда он работал над созданием структуры атомного ядра, приснилось, что он находится на солнце и все планеты прикреплены к солнцу при помощи нитей, на которых они вращаются. Этот образ вдохновил великого датского ученого на создание планетарной теории атома.

Итальянский композитор Джузеппе Тартини во сне предложил поиграть на своей скрипке дьяволу. К его удивлению, дьявол исполнил восхитительную мелодию, которую Тартини, проснувшись, тотчас же записал, назвав свою сонату «Дьявольские трели».

Известно, что Франц Шуберт оставлял на ночь около своей постели нотную бумагу и карандаш, чтобы записывать те мелодии, которые ему приходят во сне. Увертюру к опере «Шелковая лестница» Дж. Россини тоже сочинил во сне.

Элвис Хоу, изобретатель швейной машины, долго бился над задачей соединения иглы, нитки и ткани. Измученный неудачными попытками решить свою проблему, он уснул, и во сне ему приснилось, будто его поймали людоеды, связали и поместили в огромный котел, который висел над готовым вот-вот вспыхнуть костром. Осознав безысходность своего положения, Хоу вдруг понял, что его съедят, если он не сумеет разгадать секрет устройства швейной машины. Пока людоеды плясали вокруг него, он стал приглядываться к их копьям, на острых концах которых он увидел отверстия. И тут изобретателя осенило, что надо сделать отверстия на свободном конце иглы и тогда машинка заработает. Так оно и получилось.

Менделееву во сне приснилась его периодическая таблица.

Очень часто решение проблемы и нахождение творческого решения психологи связывают с биссо- циацией. Если обычная ассоциация объединяет лишь идеи, находящиеся в одной плоскости (в одной матрице мышления), то биссоциация объединяет различные матрицы, т. е. в конечном счете соединяет различные плоскости существования личности (см.: 146. С. 27). Так, открытия французского ученого Луи Пастера были основаны на соединении идей, взятых из разных областей знания. Механизм брожения винограда подсказал ему разгадку механизма гниения мяса.

Немецкий физик Фридрих Август Кекуле открыл формулы бензольного кольца, когда во сне ему приснилась змея, кусающая свой собственный хвост. Два этих образа — змея, ухватившая себя за хвост, и углеродное кольцо — лежат в двух разных областях жизни. Их сближение способствовало рождению новой научной идеи. Это возможно потому, что в подсознании происходит обработка одновременно нескольких потоков информации, в точках пересечения которых и возникает творческое решение.

Творчество и остроумие

Все это сближает творческий процесс с остроумием, в котором также присутствуют черты творческого акта. Известный советский психолог А.Н. Лук установил следующие три ею основных признака: 1) наличие предварительных знаний, 2) подсознательное ассоциирование далеких понятий, 3) критическая оценка полученного результата. «Как и любой творческий процесс, — отмечает этот исследователь, — создание остроты связано с выходом за пределы формальной логики, с освобождением мысли от тесных рамок строгой дедукции» (107. С. 174).

Фрейд установил, что в сновидениях и в остротах проявляются некоторые общие черты мышления:

• лаконизм;

• сдвиг, т. е. выбор средств выражения, которые позволяют обходить внутреннюю цензуру, сформированную в результате воспитания и оказывающуюся препятствием выражению мысли и чувства;

• непрямое изображение, т. е. намек на то, что стоит за очевидным реальным фактом;

• перевернутые причинно-следственные связи, вносящие бессмыслицу в совершаемое или описываемое действие;

• обратный поворот от абстракций к наглядно-чувственным образам.

Примеры такого остроумного мышления можно найти в следующих остротах:

• Почему ты продал свой саксофон? — Потому что я узнал, что сосед напротив купил ружье.

• Вы играете на рояле? — Нет, высоко сдавать и карты скользят.

Присутствовавший на исполнении «Скифской сюиты» С. Прокофьева композитор А. Глазунов не дослушал сочинение до конца и вышел из зала. С. Прокофьев записал потом в своем дневнике: «Глазунов, слушавший сюиту, вышел из себя и из зала».

В зарубежной психологии существуют богатые традиции измерения творческих способностей при помощи специальных тестов. Особенно большую известность получили тесты Гилфорда, который основу творческого интеллекта видел в так называемом дивергентном мышлении, т. е. способности давать неожиданные отклики на стандартный тест. Перечислим некоторые из них.

• Способность к генерированию идей. Задание — написать как можно большее количество идей, связанных с данной темой (например — работа на железной дороге, в больнице, в оркестре). Другое задание — перечислить применение обычного кирпича и обычного деревянного карандаша. Этот же тест может оценивать спонтанную гибкость на основе перехода объекта из класса в класс. Так, кирпич может использоваться в строительстве, но из него же можно сделать красную пудру для посыпки дорожек в саду.

• Ассоциативная беглость. Задание — написать синонимы для каждого из приводимых слов. Например, для слов «жесткий» возможные ответы будут: бессердечный, негибкий, суровый, холодный, твердый, крепкий, сильный, строгий, безжалостный, резкий.

• Беглость выражения. Сравнение одних объектов с другими. Например, женская одежда подобна

весне (возможный вариант — она содержит в себе все многообразие весенних красок).

• Адаптивная гибкость. Тест «Проблема спичек». Задание — в наборе прилегающих друг к другу квадратов, составленных из спичек, надо забрать несколько спичек, чтобы получилось определенное количество квадратов.

• Оригинальность. Тест «Название сюжетов». Задание — написать заглавия к короткому рассказу. Учитываются только оригинальные названия, т. е. такие, где имеется сдвиг, перенос понятий, которые приводят к необычным и новым идеям.

• Символическая продукция. Задание — придумать простые символы к предметам или действиям. Темы: «Человек гуляет», «Аэроплан взлетает», «Гнев», «Гордость». Надо символически выразить содержание темы. Буквальное представление — например, изображение гуляющего человека — не принимается во внимание.

• Семантическое совершенствование. Задание —для данного символа предложить несколько различных профессий или работ так, чтобы данный символ их обозначал. Например, светящаяся электрическая лампочка может символизировать профессию инженера-электрика, ночного рабочего, миссионера.

Тесты Торренсе

• «Неполные фигуры». Даются 6 фигур. Предлагается дополнить их таким образом, чтобы получились различные предметы или рисунки, желательно необычные. Испытуемый должен дать своему рисунку название.

• «Воображаемые рассказы» — сочинение рассказа о поведении животного или человека с какими- то отклонениями (собака, которая не лает, человек, который плачет, лев, который не рычит, летающая обезьяна) (214).

Развитие творческих способностей

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал А.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Рассматривая детские рисунки и восхищаясь их непосредственностью, мы должны в то же время отличать, где находится сила воображения, а где слабость критической мысли. Последнее в детских рисунках нередко преобладает. Как указывал С. Рубинштейн, «отлет от действительности детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребенок не знает ее, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность» (155. С. 378).

Что помогает творчеству

Вдохновение — прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы, от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находился «в ударе». Что этому может способствовать?

Сильное эмоциональное переживание. При этом неважно, положительное оно, или отрицательное. Шедевры рождаются под влиянием как счастливой любви, так и несчастной. Толстой писал «Войну и мир» в окружении счастья, царившего в тот период в его семье. То же самое, вероятно, было и тогда, когда Рембрандт писал свой автопортрет с Саскией на коленях. Греческий воин пробежал 40 км, чтобы сообщить радостную весть о победе у города Марафона.

Роль несчастий в создании шедевров искусства широко известна. Здесь можно вспомнить несчастную любовь Бетховена, Берлиоза, Чехова; тяжелые болезни у Шуберта, Шумана, Дворжака; потерю близких — смерть жены у Баха; смертельную болезнь Моцарта; душевное потрясение Д. Шостаковича в момент создания Седьмой симфонии и многое другое.

Некоторые телесные недуги, такие как подагра, туберкулез, способствуют тому, что в организме создаются химические вещества, которые стимулируют высокую работоспособность и особую зоркость видения окружающего мира. При подагре в организме, в крови образуется много мочевины, которая является стимулятором мозговой деятельности. По своему составу формула этой кислоты похожа на ту, которая имеется в кофе и в пиве.

Вино очень многие творцы используют в качестве стимулятора творчества. Считается, что расширение сосудов головного мозга способствует улучшению мозгового кровообращения и, как следствие, хорошему самочувствию и ясности мышления. И хотя Гегель сказал, что «одна лишь горячая кровь еще не есть вдохновение», и что «шампанское не создает поэтического произведения», многие творцы издавна прибегали к вину как средству стимулирования своей работы. Ему отдали дань уважения Пушкин, Бетховен и знаменитый Омар Хайям. Врач Авиценна во второй половине своей жизни свои исследования проводил будучи чуть-чуть «навеселе». Йоги для улучшения мозгового кровообращения практикуют стойку на голове.

Многим творцам помогает такой способ стимуляции, как длительные посты и голодания. Известный американский диетолог Поль Брэгг в своей книге «Чудо голодания» указывает на древнегреческих философов и библейских пророков, которые часто постились и голодали. Считается, что во время голода организм очищается от вредных шлаков, отравляющих его изнутри, кровь становится более чистой и, соответственно, улучшается качество питания мозга. По преданиям, Пифагор принимал в свою школу только тех учеников, которые могли выдержать семидневное голодание.

Особо стоит вопрос о гениальности художника и его психическом заболевании. Еще Платон считал, что творчество — это бред, даруемый нам богами. В этом отношении очень интересна книга итальянского невропатолога Ломброзо «Гений и помешательство», вышедшая в конце прошлого века. Ломброзо собрал большое количество фактов из биографий знаменитых писателей, художников, музыкантов, политиков, ученых о странностях их привычек, характеров, аномалиях в строении черепа. О гениальных людях и помешанных можно сказать, как он утверждал, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Так, Микельанджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену.

По мнению Ломброзо, между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Одна из особенностей гениев — наличие в их духовной сфере сильных противоречий. Так, Руссо любил деревню, но жил преимущественно в городе. Он написал трактат о воспитании, но своих детей отдавал в детский приют. Гениям не свойственна усидчивость. Они любят много путешествовать. Большое значение придают своим снам. Многие из них обладают большим черепохм неправильной формы. У многих были отклонения в половой сфере.

Самая существенная черта гениев — чередование перемежающихся состояний экстаза и упадка сил. В этом проявляется, в частности, циркулярный психоз, при котором настроение колеблется от положительного до крайне отрицательного.

Душевные заболевания нынешние психологи находят у Декарта, Паскаля, Ньютона, Фарадея, Дарвина; у философов — Платона, Канта, Шопенгауэра, Эмерсона, Спенсера, Ницше, Джеймса.

Особенность творческой личности в дополнение к тем, что мы уже отмечали, — ее выраженный нарциссизм. Поглощенность собой, ориентация на самого себя, богатая внутренняя жизнь, первичные мыслительные процессы, импульсивность, независимость, самоутверждение, потребность в господстве и доминировании, готовность использовать других людей для достижения своих целей, отсутствие эмпатики, напористость и агрессивность, потребность в признании окружающими — свойственны как творческой личности, так и личности с чертами нарциссизма.

Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют сильные чувства, то склонность к музыке оказывается ведущим средством выражения духовной жизни человека. Это, по мнению Аомброзо, служит объяснением, почему среди гениальных безумцев так много музыкальных знаменитостей. К их числу он относил Глюка, Генделя, Моцарта, Шумана, Бетховена, Доницетти, Перголези.

Выводы

Жизнь — это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого жизненного кризиса и начало нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действий. Хотя обучить творческому акту нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и появлению.

Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.

Творческого человека отличают широта интересов, большая эмоциональная впечатлительность, желание следовать по жизни своею собственной тропой, не нарушая при этом норм этики. Формирование в процессе самовоспитания черт творческой личности может явиться для молодого музыканта хорошим ориентиром на путях профессионального роста.

Обращение к сферам бессознательного, развитие интуитивного мышления, склонность к юмору и парадоксальным ассоциациям составляет еще одну важную черту творческой личности. Однако природа нередко требует своей платы за наличие у человека таланта, чем и приходится ему расплачиваться в виде некоторых болезней и тяги к вину. Однако при соблюдении здоровых принципов жизни эти негативные последствия одаренности могут быть сглажены.

Вопросы для повторения

• В чем проявляется объективная и субъективная ценность творчества?

• Как зависит творческий процесс от исторических и социальных условий?

• Как проявляется взаимосвязь умений, знаний, навыков и творчества?

• Черты творческой личности.

Рекомендуемая литература

Гончаров И.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

Выготский А. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970.

1 5. Художественное творчество

Почему художник создает свое произведение? Отвечая на этот вопрос, К. Маркс писал: «Мильтон создавал свой „Потерянный рай" по той же причине, по какой шелковичный червь производит шелк. Это было действенное проявление его натуры» (114. Т. 48. С. 51). Говоря другими словами,художник создает свое произведение потому, что он не может его не создать. Такова его природа, т. е. дар, доставшийся ему от рождения. Достоевский говорил, что в его литературном деле для него есть одна торжественная сторона, его цель и надежда, которая заключается не в достижении славы и денег, а в достижении выполнения синтеза его художественной и поэтической идеи, т. е. желании высказаться в чем-нибудь, по возможности, вполне, прежде чем он умрет. Аналогичным образом высказывался А. Толстой, говоря, что почти во всем, что он писал, им руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою для выражения себя (см.: 177. Т. 17. С. 433).

Потребность излить свои чувства на холсте, на бумаге, в нотных знаках проистекает из-за перегруженности эмоциональной сферы художника жизненными впечатлениями. То, что для обыкновенного человека является обыденным фактом жизни, в душе художника вызывает богатейшие гаммы переживаний в виду особой впечатлительности и эмоциональной отзывчивости его психической организации. Из многочисленных теорий, объясняющих природу художественного творчества, мы остановимся на концепции искусства, предложенной Фрейдом в рамках созданного им направления психоанализа.

Фрейд о природе художественного творчества

Фрейд полагал, что по своей природе художественное произведение выполняет ту же функцию, что и сновидения. Когда человек в окружающей его жизни не находит возможности для удовлетворения своих потребностей, он пытается это сделать в своих фантазиях и снах, которые являются символическим удовлетворением нереализованных желаний. В сновидениях и фантазиях происходит снятие личностного напряжения, вызванного суровой жизнью, и человеку становится легче. Такую же компенсаторную функцию имеет и искусство. Только в одном искусстве еще бывает, как отмечал Фрейд, что томимый желаниями человек создает нечто похожее на удовлетворение и что эта игра — благодаря художественным иллюзиям — вызывает действие аффектов, как если бы она была чем-то реальным.

Фрейд полагал, что иллюзии художника погружают зрителей и слушателей в мягкий наркоз, который отодвигает на некоторое время трудности жизни и дает силы для поддержания надежды. За наслаждение, которое слушатели и зрители получают от художественного произведения, они одаривают художника своим благосклонным вниманием, и он получает, в конце концов, то, что хотел — деньги, славу и любовь.

Из-за своих компенсаторных функций прославились голливудские и индийские фильмы. Среди отечественных фильмов грандиозный успех выпал на фильм режиссера В. Меньшова «Москва слезам не верит», несущего в себе значительную компенсаторную нагрузку.

Ты проклянешь, в мученьях невозможных,

Всю жизнь за то. что некого любить!

Но есть ответ в моих стихах тревожных:

Их тайный жар тебе поможет жить.

(Блок)

Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тонко его воспринимающий, может вместе со своей жизнью проживать тысячи других, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои собственные чувства, но и чувства тех людей, которых описывали в своих романах великие писатели, передавали в звуках композиторы, изображали великие художники. Компенсаторная функция искусства позволяет человеку жить в лоне Культуры, быть соучастником исторического процесса движения человечества, ощущать себя его естественной и органической частицей.

Катзрсичесш теория искусства

Функции компенсации противостоит катарсичес- кая функция искусства, смысл которой заключается не в восполнении недостающих переживаний, но в избавлении человека от угнетающих его переживаний. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией. В «Политике» Аристотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление и очищение людям, подверженным «энтузиастическому возбуждению» (12. С. 651).

В другом месте философ пишет, что то же самое очищение неизбежно испытывают те, «кто подвержен состоянию жалости и страха и вообще всякого рода переживаниям, — такое переживание свойственно всякому; все такие люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием; точно так же песнопения очистительного характера доставляют людям безобидную радость» (12. С. 642).

В катарсическом переживании сильное аффективное переживание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкого оглушения и успокоения.

Психологический механизм катарсиса был детально исследован А.С. Выготским в его работе «Психология искусства». Л. Выготский полагал, что чудо искусства напоминает «евангельское чудо претворения воды в вино... Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создает ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляется искусство» (45. С. 318 — 325).

Важнейшим приемом, при помощи которого художник добивается катарсического аффекта, является прием уничтожения содержания формой. На примерах «Гамлета», «Евгения Онегина», рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» Л. Выготский показывает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства — композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, называемое катарсисом. «В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции» (45. С. 274).

Если посмотреть на многие популярные романсы и песни, то можно без труда увидеть, что основным их содержанием являются отрицательные эмоции, вызванные разлукой, недоверием, ревностью. Содержание этих песен, пересказанное прозаическим языком, ничего, кроме уныния и тоски вызывать не сможет.

Однако те же самые отрицательные переживания, выраженные в поэтических рифмах, положенные на красивую мелодию и исполненные красивым голосом певца, преодолевают негативные состояния и возникает то самое ощущение просветления, которое испытывает читатель после рассказа Ивана Бунина «Легкое дыхание». Это и есть катарсис, избавление от негативных переживаний, которое составляет суть искусства и делает его биологически необходимым для достижения человеком высот духовного совершенства.

Одной из особенностей художественного мышления является его образность, а образ всегда связан с целостным представлением объекта на основании даже одной-единственной его детали. Мастер детективного жанра, знаменитый английский писатель Артур Конан-Дойль устами своего героя Шерлока Холмса так раскрывает эту способность: «Идеальный мыслитель, рассмотрев со всех сторон единичный факт, может проследить не только всю цепь событий, результатом которых он является, но также и все вытекающие из него последствия. Подобно тому, как Кювье мог правильно описать целое животное, глядя на одну его кость, наблюдатель, досконально изучивший одно звено в цепи событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья, и предшествующие, и последующие» (72. Т. 1. С. 369).

Действие этой закономерности можно видеть в истории создания многих произведений. Так, Римс- кий-Корсаков, увидев как-то ярко-красные маки, представил их себе как олицетворение зла, и это подтолкнуло его к работе над оперой «Кащей Бессмертный». М.П. Мусоргский написал свое фортепианное «Интермеццо» после того, как увидел в деревне зимним солнечным днем толпу молодых женщин, перешагивающих через сугробы. Мелодия с шагающими вверх и вниз интервалами олицетворяла, по словам Мусоргского, смеющихся женщин. Н. Некрасов сочинил свое знаменитое стихотворение «У парадного подъезда», наблюдая из окна своего дома, как дворники и городовой прогоняли крестьян от парадного подъезда в доме, в котором жил министр государственного имущества.

Писатель Виктор Астафьев во время войны, в окопе на передовой услышал, как кто-то тянул протяжную мелодию. Через много лет образ этого воспоминания вылился в рассказ «Ария Каварадосси».

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда!

— так писала в одном из своих стихотворений А. Ахматова.

Однако, чтобы обладать такой способностью, художник должен иметь значительный опыт и мастерство. В повести «Золотая роза», посвященной раскрытию тайн творческого процесса, писатель К. Паустовский рассказывает о мусорщике Шамете, который в течение долгого времени собирал и просеивал пыль из ювелирных лавок, с тем чтобы из этой золотой пыли ювелир смог бы сделать розу для его возлюбленной. Золотая роза Шамета — прообраз творческой деятельности художника, в котором «каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же, как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли, которые литераторы превращают в сплав и из которых затем выковывают «золотую розу» — повесть, роман или поэму» (134. С. 498).

В статье «Что такое искусство» Л. Толстой, раскрывая его суть, писал: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, — в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» (178. С. 65).

Очень часто процесс создания художественного произведения, воплощение своих замыслов многие деятели искусства сравнивали с рождением человека. «Законы искусства основаны на законах природы, — так считал К.С. Станиславский. — Рождение ребенка, рост дерева, рождение художественного образа — явления одного порядка» (167. С. 307).

Аналогичную мысль находим у Бальзака: «Мыслить, мечтать, задумывать прекрасное произведение — премилое занятие... Но создавать, но произвести на свет! Но выпестовать свое детище, вскормить его, убаюкивать его каждый вечер, ласкать его всякое утро, обхаживать с неиссякаемой материнской любовью, умывать его, когда оно испачкается, переодевать его сто раз в сутки в свеженькие платьица, которые оно поминутно рвет, не пугаться недугов, присущих этой лихорадочной жизни, и вырастить свое детище одухотворенным произведением искусства, которое говорит всякому взору, когда оно — скульптура, всякому уму, когда оно — слово, всем воспоминаниям, когда оно — живопись, всем сердцем — когда оно музыка, — вот что такое Воплощение и Труд, совершаемый ради него» (15. С. 211).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: