Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Гендерный аспект кавказской культурной идентичности




Культурная идентичность (как и социальная), будучи формой отношения, обнаруживает (имеет) различающиеся модусы проявления в сознании носителя данного конкретного типа идентичности и для « внешнeго наблюдателя» этой идентичности. Так, если носитель идентичности соотносит себя co смысловым миром и поведенческой схематикой культуры, к которой связана его идентичность, то «внешний наблюдатель» может судить o чужой ему культурной идентичности (и, как правило, судит) лишь на основе текстов или стереотипов — упрошенных, огрубленных, расхожих представлений. Исключением в этом плане не является и кавказская идентичность —в стереотипах массового российского сознания она окрашена настораживающими красками и тонами экспрессивности, напористости, группой сплоченности, a то и агрессивности. При этом, как показывает анализ, в российских (русских) стереотипах кавказская идентичность соотнесена главным образом c мужчиной (c мужским поведенческим схематизмом), т. e. практически не «схватывают» и не отражают гендерной специфики.

А между тем кавказская социокультурная идентичность проявляет яркую гендерную специфичность, особенно в сфере межпоколенческих отношений. Суть этой специфики можно определить как гендерную асимметричность социально-культурных отношений. B реальной культурной практике это проявляется, в частности, в форме асимметрии отношений «солидарность — конкуренция» в мужских и женских группах. A именно в среде мужчин доминирует конкуренция, в женской среде — коллективная солидарность, компромисс. Разумеется, как и любая закономерность' соотносимая c культурой, социумом и социально-культурными явлениями, гендерная асимметрия «солидарно-конкурентных» отношений в кавказских социумах носит относительный характер. Однако она довольно устойчиво проявляется в целом ряде феноменов, в том числе в модели семьи и в межпоколенческих отношениях кавказских этносом, порождая ряд культурно-поведенческих особенностей, подлежащих учету, когда речь идет o дискуpсе идентичности, a тем более — o межкультурных контактах, диалоге культур, культурно-гуманитарных технологиях. О фундаментальном характере гендерной асимметричности социальных отношений в пространстве кавказских этнических культур свидетельствуют, как уже подчеркивалось, особенности формирования семьи. Здесь модель семьи такова, что женщина выходит замуж в буквальном смысле слова: она покидает родительский дом, свой род и переходит в семью мужа, a точнее, под «присмотр» и «управление» матери мужа, поскольку на Кавказе именно «старшая женщина» управляет семьей. B этой ситуации прочность семьи (брака) едва ли не в первую очередь зависит от того, как строятся (и как сложится) отношения невестки и свекрови, каким регулятивным нормам они подчинены. Так что хорошо известная прочность брака в пространстве кавказских этнических культур явно указывает на компромиссный и толерантный характер этих отношений. И в самом деле, установленные культурными традициями требования и нормы таковы, что отношения невестки и свекрови должны быть именно компромиссными, солидарными. В то же время трудно себе представить такую семейно-брачную ситуацию (модель семьи), когда кавказский мужчина (жених), заключая брак, переходит в семью своей жены, под «власть» родителей жены, ставя таким образом будущее своего брака в зависимость от межпоколенческих отношений двух мужчин: зятя и тестя. Такой брак в пространстве кавказских этнических культур будет восприниматься как маргинальный, ущербный, неприемлемый — так срабатывает гендерная асимметричность внутрисоциальных отношений. Необходимо подчеркнуть, что данная гендерная специфика кавказских этнических культур (и кавказской социально-культурной идентичности) проявляется и в форме своеобразной асимметрии межэтнического брака — в подобный брак чаще всего (по разным оценкам — до 90%) вступает кавказец-мужчина. B этом смысле присущая ей гендерная специфика фактически «размыкает» кавказскую идентичность, создавая предпосылки для интеграции ее носителей в «иные» Культурные пиры, т. e. опровергая представления o непроницаемости и замкнутости кавказских культур, носителей этой культурный идентичности.




Феномен гендерной асимметричности сoциальнo-культурных отношений проявился массовым образом в ходе радикальных ломок уклада жизни и культурных норм, обусловленных процессами либеральных реформ и социально-культурный трансформации в современной России — особенно на ранних, самых сложных этапах реформ, в пору «экономики челночества».



Понятно, что челночество, как и любая форма рыночно-экономической активности, предполагает конкуренцию, конкурентную борьбу, a значит. и способности сорганизоваться для такой борьбы, порой жесткой. Как свидетельствуют факты, именно сoлидаpно-организованным группам челноков удавалось захватывать и удерживать конкретные товарные ниша.

B сложной ситуации 90-У годов гендерная специфика кавказских культур пpоявилaсь таким образом, что челночная экономика здесь стала исключительно «женской». Это представляется парадоксальным, поскольку принцип «мужчина — глава и кормилец семьи» является одним из непреложных аспектов ценностно-смыслового мира кавказских этнических культур и нормой бытия мужчин на Кавказе. Однако социально-поведенческие диспозиции (в частности, гендерные модели отношений «солидарность-конкуренция»), присущие кавказской идентичности (характерные для нее), в переломный для социальной самоорганизации мoмент сработали так, что на ролевые позиции «кормильца семьи» вышли женщины, изначально ориентированные регулятивными нормами культуры на солидарно-компромиссные отношения, резко отодвинув мужчин на задний план. При формально-социологическом подходе все это можно трактовать и как нечто тривиальное: мол, каждое общество отвечает на вызовы времени и объективных обстоятельств «как может». Однако, если рассматривать данный факт (впрочем, широко известный, эмпирический фиксируемый) в общем контексте принципов и норм кавказских этнических культур, если учитывать, что в данном случае мы сталкиваемся с социально-культурным феноменом фундаментального порядка, a именно — c переменой социальных ролей мужчины и женщины (c необычным феноменом гендеpно-ролевой инверсии), c дрейфом культурных доминант от маскулинных к феминным, то кавказская социально-культурная идентичность и в самом цепе предстает в необычном свете. Оказывается, что представления o средневековой застылости кавказской социально-культурной идентичности, o ее консервативности и неподвластности времени, об абсолютной непроницаемости культурно-смыслового мира кавказских этносов, на которых чаще всего и строятся диcкуpсы «ужасного Кавказа», не выдерживают критики. Кавказская идентичность принципиально открыта, отличается лабильностью маркерного состава, что особенно ярко проявляется в феномене инверсии гендерных ролей. Но в маркeрной системе кавказской социально-культурной идентичности, разумеется, есть и такие элементы, которые носят консервативный и конфликтный характер, в частности, роль этатизма в системе социально-культурных ценностей.





Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 384; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9340 - | 7417 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.189.171 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.