Проблемы семьи и детства в России на современном этапе. Кризис семьи. 40 млн семей. 24 млн – н/ми детьми. В СПб – 500 тыс. семей с детьми.
проявления кризиса:
- выс. ур. разводов (РФ- 1 место в Евр.);
-ур. серийного насилия;
- невып. родит. ф-ций (100-120 тыс. детей ежегодно без попечения, в 2009г. – 120 тыс.), 700 тыс. – дети без поп., из них 80% - соц. сироты.
- изм-е форм семейного устройства (30-40% внебрачных детей);
- семьи, остав. с 1 родителем (94 % - с матерью, 6% -с отцом; 15 % от всего числа в РФ);
-неполные расширенные семьи (внуки с бабушками).
Функции семьи: специфич. (репрод., экзистенц-ая (содержание детей), специфич (воспитание, самореализация) и неспециф. (эконом., хоз-быт, регулятивная, рекреац. (досуг), дух., психо-терапевтич., секс.)
1 марта 1996г.- семейный кодекс Российской Федерации.
20 ноября 1989 года – Конвенция ООН о правах ребенка.
Права несовершеннолетних
-Право ребенка жить и воспитываться в семье
-Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
-Право ребенка на защиту
-Право ребенка выражать свое мнение
|
|
-Право ребенка на имя, отчество и фамилию
-Изменение имени и фамилии ребенка
-Имущественные права ребенка
Родители имеют право:
–на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми осн общего образования;
–выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или негос учебных заведений;
–на прием детей для обучения в общеобразоват учрежд, расположенные по месту жительства;
–на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
–участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
–на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
–при наличии оснований для жалобы на школу или учителя обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющем к этому отношение;
–на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
–обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими убеждениями;
–проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получении образования и на получении информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений;
–родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию;
|
|
–защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
–на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.
Родители обязаны:
–обеспечивать и защищать права и интересы своих детей;
–не причинять вред физич и психич здоровью детей, их нравственному развитию;
–воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
–обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
–выполнять Устав образовательного учреждения;
–не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
–обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
–содержать своих несовершеннолетних детей; (в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).
Родители:
– Создают благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка.
– Несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения и воспитания, в том числе учебниками, спортивной формой, формой для трудового обучения, сменной обувью и т.д.
– Совместно с образовательным учреждением контролируют обучение ребенка, поведение его в школе и вне ее, в общественных местах.
– Несут ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности, за поведение детей, занятость их во внеурочное время.
– Своевременно вносят установленную плату за дополнительные образовательные услуги, за питание обучающегося, ремонт школьных помещений.
– Несут материальную ответственность, согласно Гражданскому кодексу РФ, за ущерб, причиненный образовательному учреждению по вине учащегося.
– Посещают родительские собрания 1 раз в четверть, классного руководителя - не реже 2 раз в месяц, приходят по приглашению любого учителя для беседы - по мере необходимости.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.
Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:
–уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
–злоупотребляют родительскими правами;
–жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие. покушаются на половую неприкосновенность;
–совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.