Выделяют следующие функции семьи.
Репродуктивная функция
Воспитательная функция. Обучающая функция
Коммуникативная функция. Эмоциональная функция.
Духовно-психотерапевтическая функция
Развлекательно-рекреативная функция
Сексуально-эротическая функция
Хозяйственно-бытовая функция. Экономическая функция
Статусная функция
Функция первичного социального контроля
Функция социализации. Защитная функция. Функция объединения усилий
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи. выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми.
Литература
1. Андреева Т.В. Семейная психология. - РЕЧЬ, С.-Пб., 2012
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи – М., 2000
4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002
|
|
5. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - https://www.iprbookshop.ru. - П.1.1 «Сущность и содержание понятия менеджмент».
Тема 2. Динамика семьи и её психологические корреляты
Цель лекции:
- ознакомить с Динамикой семьи и её психологическими коррелятами.
Задачи лекции:
- показать динамику семьи;
- раскрыть психологические корреляты динамики семьи.
План:
1. Понятие и характеристика жизненных циклов семьи (Картер и Мак Голдинг, В.А.Сысенко).
2. Типология изменений в семье (Д.Леви).
3. Ролевое функционирование в семье на разных стадиях е развития.
4. Понятие «генеалогическое древо семьи».
5. Оптимальные (гармоничные) и дисфункциональные (дисгармоничные) семьи.
Выводы:
1. Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах. 1. Развод 2. Смерть одного из членов семьи
2. В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.
3. Основные стадии: 1 стадия - этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии - проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают - пик разводов в этом возрасте.
|
|
4. Понятие «генеалогическое древо семьи» определяет уровни рода и пок5азывает всю картину функционирования расширенной семейной ситсемы.
5. Оптимальные (гармоничные) и дисфункциональные (дисгармоничные) семьи определяются по критериям: 1) наличия обоих родителей в ядерной семье;
2) особенностей ролевогофункционирования как ядерной, так и расширенной семей.
Литература:
1. Корецкая И.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие. – Евразийский открытый институт, 2010. [электронный ресурс] - https://www.iprbookshop.ru
2. Андреева Т.В. Семейная психология РЕЧЬ, С.-Пб., 2012
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
4. Ковалев С.В. Психология современной семьи – М., 2000
5. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002
Тема 3. Проблема супружеской совместимости в психологических исследованиях
Цель лекции:
- ознакомить с основными подходами к проблеме супружеской совместимости в психологических исследованиях
Задачи лекции:
- раскрыть суть основных подходов к проблеме супружеской совместимости в психологических исследования;
- показать современные подходы к управлению супружескими конфликтами.
План:
1. Проблема удовлетворенности браком и семейными отношениями.
2. Социально-психологический климат в семьи.
3. Проблема супружеской совместимости.
4. Понятие «супружеский конфликт».
5. Возможности разрешения супружеских конфликтов.
Выводы:
1. Существует четыре основных подхода к проблеме удовлетворенности браком и семейными отношениями: в рамках гуманистической психологии, экзистенционализма, семейной психологии и трансактного анализа.
2. Социально-психологический климат в семье слагается из отношений между супругами ядерной семьи, системы отношений в расширенной семье и социально-экономического статуса семейной системы.
3. Проблема супружеской совместимости связана с проблемами взаимопонимания, взаимного доверия между супругами и психологической совместимости супругов.
4. Понятие «супружеский конфликт» рассматривается в рамках системного подхода и определяет совокупность взаимозависимых элементов, которые приводят к возникновению семейного конфликта.
5. Возможности разрешения супружеских конфликтов характеризуются Согласно ситуационному подходу к данному конфликту.
Литература:
1. Андреева Т.В. Семейная психология. - РЕЧЬ, С.-Пб., 2012
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи – М., 2000
4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002
5. Корецкая И.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие. – Евразийский открытый институт, 2010. [электронный ресурс] - https://www.iprbookshop.ru.
Тема 4. Социализация личности в семье
Цель лекции:
- ознакомить с внутренней и внешней составляющими процесса социализации.
Задачи лекции:
- определить понятие социализации.;
- раскрыть стадии социализации;
- показать институты социализации;
- раскрыть особенности родительских ролей, влияние родственников и порядок рождения в процессе социализации.
План:
1. Понятие социализации. Стадии социализации
2. Институты социализации.
3. Особенности родительских ролей в процессе социализации.
4. Влияние родственников не социализацию человека в различные периоды онтогенеза.
|
|
5. Порядок рождения и его влияние на социализацию.
Выводы:
1. Социализация рассматривается как процесс приобретения нафыков функционирования индивида в обществе. В психологии выделяют несколько стадий социализации: 1) 7-9 лет; 2) 15-18 лет; 3) 25-30 лет. Существуют и другие классификации стадий социализации человека.
2. Внешняя среда выступает основным институтом социализации человека. Она включает такие составляющие, как семья, учебные заведения, общественные организации и другие части социума и оказывает прямое и косвенное влияние на деятельность индивида.
3. В процессе социализации ребенка его родители выступают идентификационными моделями для выработки ребенком поведения в обществе.
4. Влияние родственников не социализацию человека в различные периоды онтогенеза зависит от степени развития самосознания индивида.
5. В психологии существует научная теория, утверждающая, что порядок рождения в семье значительно влияет на социализацию человека и появление у него личностных особенностей.
Литература:
1. Андреева Т.В. Семейная психология. - РЕЧЬ, С.-Пб., 2012
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи – М., 2000
4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002
5. Корецкая И.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие. – Евразийский открытый институт, 2010. [электронный ресурс] - https://www.iprbookshop.ru.
Тема 5. Развод: понятие и проблемное поле.
Феномен повторных браков
Цель лекции:
- ознакомить с понятием «развод» в психологии семьи
Задачи лекции:
- раскрыть понятие «развод» в психологии семьи;
- показать причины разводов;
- выделить последствия развода для мужчин, женщин и детей.
План:
1. Понятие «развод» в психологии семьи.
2. Причины разводов. Рост разводов в современном мире.
3. "Послеразводный" период жизни бывших супругов. Последствия развода для мужчин, женщин и детей.
4. Правила в бинуклеарной семье.
|
|
5. Повторные браки.
Выводы:
1. Развод-следствие не сложившейся совместной супружеской гармонии, ненормативный кризис семьи. При этом о обоих бывших супругов возникает и социальная ответственность, и психологическая - за дальнейшие отношения, если в бывшей семье родились дети.
2. Супруги принимают решение о разводе в силу совершенно различных причин. Среди них выделяют как объективные, так и субъективные.
3. Последствия развода для мужчин, женщин и детей совершенно различны по своей природе и генезу..
4. Бинуклеарная семья, как повторная попытка выстроить семейную систему, должна создавать новые отношения между вновь ставшими на путь супружества людьми.
5. Повторные браки могут стать новым «трамплином» для построения близких и доверительных отношений между супругами, имеющими отрицательный опыт в предыдущей семье.
Литература:
1. Андреева Т.В. Семейная психология. – РЕЧЬ, С.-Пб., 2012
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи – М., 2000
4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002
5. Корецкая И.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие. – Евразийский открытый институт, 2010. [электронный ресурс] - https://www.iprbookshop.ru.