Мотивировка: мы говорим о рациональной мотивировании – осознанное стремление достичь цели. В основе мотивации: - вера
Стимулы:
· Аргументация о пользе
· Вознаграждение за результаты
· Сам процесс деятельности
· Процесс развития (тренинг, обучение)
Принципы: Мы говорим о совсем немотивированных клиентах. О тех, которые отказываются от помощи.
1) Нельзя принуждать и навязывать свое мнение.
2) верить в способность клиента перемениться.
3) Опираться только на позитив, на ресурсные факторы.
Правила вытекают из принципов:
1)Не уговаривать и не аргументировать
2)Дать время клиенту на изменение. Нельзя сразу ждать изменений от клиента тк.
-быстро изменился – не сильно закрепился в новом поведении
-нарушается идентичность человека
-серьезные перегрузки: меняется отношение, поведение
3) не замечать негативные процессы: избегать критики, оценок, иначе углубляется чувство вины
4) показать свое участие и заинтересованность в судьбе человека
5) Создание терапевтической обстановки (где нет никакой угрозы). Чел чувствует себя безопасно, все будет ему позволено – отсутствие критики
|
|
6) показать разницу между целью и поведение человека.
Если он видит эту разницу то мотивация уже появилась
4 типа клиентов:
Если человек признает проблему должна быть вера в способность измениться
1ый тип – низкая значимость проблемы и низкая вера. «Проблема не существует» говорит клиент. Задача беседы – чтобы он сам обнаружил в ходе беседы что проблема у него есть.
2й тип – низкая значимость, высокая вера в себя. Важно оговорить личностные ресурсы: что бы вы могли сделать сами?
3й тип – высокая значимость проблемы, но низкая способность ее решить. В фокусе разговора – поиск решения проблемы. Кто может помочь? Что можно изменить?
4й тип – высокая значимость, высокая вера в способность измениться. С ним планируется достичь конкретных шагов по изменению ситуации, чтобы достичь цели.
Структура беседы:
1) Монолог клиента о его проблеме. что хорошего есть в нынешней ситуации?
2) Когда чел себя исчерпает. Человек будет готов перейти к мелким проблемам. что плохого в ситуации?
3) Недостатки того, что случится если он изменит свое поведение
4) Что окажется нежелательным, согласившись на лечение?.
5) Достоинства того что он получит в результата помощи, лечения, изменения.
6) Кто-то четко проговорит аргументы, а у кого-то произойдет амбивалентная мотивировка, но она тоже является мотивацией. Чел его сам сформулировал.
Вопросы которые консультант должен задать сам себе (и подвести клиента к ответам на эти вопросы)
1) В чем твои сильные / слабые стороны?
|
|
2) Почему клиент пришел именно сейчас?
3) Можно ли установить границы проблемы
4) Повлияет ли решение этой проблемы на другие?
5) Впервые клиент сталкивается с этой проблемой или нет?
6) Что клиент предпринял для решения проблемы?
7) Как он переносит потери?
8) Каковы отношения с близкими людьми?
9) Способен ли поддерживать долгие эмоц связи?
10) Видит ли он свою активную роль в реш проблемы?
11) Есть ли мотивировка к изменению?