Классификация терапевтических вопросов. Приведите примеры

4 типа вопросов: (решают консультационные и терапевтические задачи)

1. Линейные - самые простые вопросы (Кто? Что делала? Когда? Почему?)

Линейные вопросы: прямые, используются в начале беседы. Основное намерение – расследование ситуации. Достоинство вопросов: дают конкретную информацию специалисту.

Психологические эффекты: происходят консервирование проблемы, клиент погружается в нее, приходит осознание вины, что специалисту приходится этим заниматься. Вопросы активизируют оценочное суждение.

2. Циркулярные - системные вопросы, ориентирующие специалиста в ситуации (Кто там еще был?» «Что происходило?» «Что помешало?) Роль специалиста: исследовательская

- как связаны элементы ситуации друг с другом?

. Психологических эффект освобождающее влияние от чувства вины; стимулирование клиента к исследованию, он дает больше информации по ситуации

3. Стратегические - вопросы влияющие на клиента. Задавая их, специалист играет роль учителя, специалиста, который знает как быть Ответственность клиента активизирует, чтобы ситуация изменилась. Подчеркивается чувство вины клиента + решается что он может сделать

4. Рефлексивные - Не давят на клиента, не задают чувство вины. Косвенное влияние, неочевидное для клиента. Роль специалиста - гид, который запускает процесс рефлексии у клиента.

А) вопросы, которые порождают новое видение ситуации, происходит ее переоценка, но нет замешательства. Вопросы: «Как вы думаете что чувствует человек, когда вы...?»

Б) Вопросы ориентированные на будущее «Что могло повлиять на вас?»

В) Парадоксальные утверждения «Продолжайте опаздывать на лекции. Это поможет вам лучше усвоить материал. Чел видит это противоречие.

Г) вопросы – гипотезы, которые помогают понять изменить ситуацию. Что могло бы помочь. Больше задаются циркулярные и рефлексивные вопросы в практике. Вопросы таких должно быть много.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: