Билет 43.Принципы организации социально-культурной среды развития

Постановка проблемы конструирования социо-культурной среды развития (Фромм, Маслоу, Эриксон).

Cтратегии преодоления по Фромму опыт позитивной свободы, т.е., автономность и уникальность личности. Ее основная черта - осознание реальности существования во всей его сложности и противоречивости, и спонтанная активность в жизни, которая предполагает продуктивное использование человеческих возможностей в соответствии с внутренней природой, а не согласно социальным нормам и ограничениям.

Любовь и труд – ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя своим ощущением индивидуальности или цельности.

Фромм выделил пять экзистенциальных потребностей:

1. Потребность в установлении связей. Обычно сопровождается крайним эгоизмом, недоверчивостью к окружающим, зацикленностью на собственных интересах.

2. Потребность в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни.

3. Потребность в корнях. Человек стремится ощущать себя неотъемлемой частью мира.

4. Потребность в идентичности. людям свойственна внутренняя потребность тождества с самим собой, осознание собственной уникальности, неповторимости, своеобразия.

5. Потребность в системе взглядов и преданности.

Э. Эриксон: Им введено понятие социокультурного прессинга, который деформирует личный опыт растущего организма. По мнению Э. Эриксона только постепенное нарастание чувства идентичности, основанное на личном опыте социального здоровья и культурной солидарности в конце каждого кризиса детства, сулит тот периодический баланс в человеческой жизни, который при интеграции стадий способствует формированию чувства гуманности.

Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека.

Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. (1-й год жизни) степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение. (2-3 год) ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством.

Возраст игры: инициативность – вина (4-7 лет). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. "Я – тот, кем я буду" – становится у ребенка главным ощущением самотождественности во время периода игры.

Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. (6-12лет). возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами

Юность: самотождественность Я – ролевое смешение (12-13 – 19-20). Задача -собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и объединить, включить эти многочисленные образы себя в свою самотождественность,.

Ранняя зрелость: близость – изоляция. (20-25). формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости. ориентацияя на получение профессии и "устройство".

Средняя зрелость: продуктивность – инертность. (26-64) Каждый взрослый, должен или принять, или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры.

Поздняя зрелость: цельность Я – отчаяние (от 65) суммирование, осмысление и оценка всех прошлых стадий развития Я.

Маслоу: Гуманистическая теория рассматривает самоактуализацию, как идеальный вариант развития личности. По мнению Маслоу, самоактуализирующиеся люди это люди, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны.

самоактуализирующиеся люди имеют, например, следующие характеристики: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы такими какие они есть; автономия: независимость от культуры; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность.

Социально-педагогическая проблематика (Шацкий, Макаренко, Сухомлинский):

Шацкий был сторонником фактического единства школы со средой, т.е. организация целостного воспитат. процесса в микросреде.

Все воздействующие на формирование ребенка факторы С.Т.Шацкий разделил на природные) и социальные (социально-экономическим — орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие) и социально-бытовые факторы (жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, общественный строй).

Особая проблема - воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей (что позволительно или непозволительно)

Сухомлинский: Главное- нравственное воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю».

Макаренко: четкое знание педагогом целей воспитания — главное условие успешной педагогической деятельности. любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. Ориентация на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы.

Центральная проблема — организация и воспитание детского коллектива. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Важнейшим условие - наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед.

44. Основные этапы личностно-профессионального развития человека.

Основные факторы и этапы формирования Я-концепции и профессиональных ориентаций в период дошкольного детства.

Профессиональная Я-концепция — представление личности о себе как о профессионале.

Этапы формирования

1. Стадия предыгры (от рождения до 3х лет) в процессе общения со взрослыми происходит овладение ребенком сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью, усвоение некоторых манипулятивных, соотносящих орудийных действий с общественно выработанными предметами, важнейших правил поведения и моральных оценок.

2. Стадия игры (период дошкольного возраста, от 3 до 7-8 лет) овладение ребенком "основными смыслами" человеческой деятельности, межлюдскими отношениями и соответствующими действиями в системе организуемых в той или иной степени взрослыми сюжетных, ролевых, дидактических игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Появляются и развиваются на основе развития речи способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляется и развивается способность к волевым усилиям, направленным на достижение привлекательных целей. Появляется и развивается способность к самооценке. Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности, основой которого являются типичные формы реагирования ребенка как индивида и личности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом, и т. п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обучению

Я-концепция ребенка еще слабо структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью.

В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо.

Начиная с 4 лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: