Раздел II. Краткие биографии

И ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТВОРЧЕСТВА КРУПНЕЙШИХ КОМПОЗИТОРОВ

БАХ Иоганн Себастьян

1685 – 1750

Немецкий композитор, педагог, скрипач, альтист, клавесинист и виртуоз-органист эпохи барокко.

Родился в небольшом немецком городе Эйзенахе, в Тюрингии. В роду Бахов почти все были музыканты. Отец Иоганна играл на альте, а старший брат, Иоганн Кристоф, который после смерти родителей стал попечителем десятилетнего Иоганна, был органистом. Еще мальчиком Бах пел в хоре, а под руководством брата овладел игрой на скрипке, клавесине и органе. С 1700 г. Бах обучался в школе при церкви Св. Михаила в Люнебурге, где активно изучал произведения великих мастеров – Палестрины, Лассо, Шютца и др. По окончании школы, в силу материальных причин отказавшись от поступления в университет, Иоганн Себастьян начал работать в качестве скрипача, органиста и капельмейстера в различных немецких городах: Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В этот период он сочиняет кантаты, хоральные обработки и другие произведения для органа, совершенствует свой исполнительский стиль.

С 1708 по 1717 гг. Бах провел в Веймаре, работая там в качестве придворного органиста. Мастерство Баха-органиста вскоре получило широкую известность. Его приглашают на открытие новых органов в различные города Германии. В Веймаре Бах много сочиняет, особенно для органа (пассакалии, фантазии, концерты, токкаты, прелюдии, фуги и др.).

С 1717 по 1723 гг. Бах жил в Кётене. Здесь он занял должность придворного капельмейстера. В этот период он создает свои лучшие клавирные сочинения: инвенции, прелюдии, сюиты, прелюдии и фуги (I том ХТК), а также 6 скрипичных и 6 Бранденбургских концертов для оркестра.

В 1723 г. Бах со своей большой семьей (4 сына) переехал в Лейпциг, где прожил до конца своей жизни. В Лейпциге он занял должность кантора школы при церкви Св. Фомы. Большую ра-

дость доставляла ему деятельность в студенческом кружке «Collegium musicum», силами которого было исполнено немало произведений Баха. В 1736 г. Бах получил почетный титул композитора придворной капеллы. В эти годы наступает подлинный расцвет творчества Баха: им созданы крупные вокальные произведения – Страсти по Иоанну, Магнификат, Страсти по Матфею, Месса си минор, Рождественская оратория, а также множество инструментальных сочинений.

В последние годы у Баха сильно ухудшилось зрение. За полгода до смерти он перенес две неудачные операции на глазах и вскоре полностью ослеп. Похоронен Бах во дворе церкви Св. Иоанна в Лейпциге.

Творчество Баха – вершина в развитии музыкального искусства эпохи барокко. Его гений проявился практически во всех жанрах эпохи, за исключением оперы. Область инструментальной музыки Баха – это необычайное мастерство импровизации и совершенство владения сложной полифонической техникой. Им созданы многочисленные сочинения для органа, клавира и оркестра: токкаты, фантазии, прелюдии, хоралы, фуги, концерты, сюиты. Главные достижения вокально-инструментальных жанров – создание монументальных драматических произведений для хора, преимущественно с духовной (религиозной) тематикой: пассионы, кантаты, мессы, мотеты, Магнификат. Сочетание глубочайшей человечности, строгой, философски проникновенной лирики с величайшим полифоническим мастерством сделали произведения Баха непревзойденными образцами мирового музыкального искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: