double arrow

Прокофьев сергей Сергеевич

1891 – 1953

Советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947), лауреат Ленинской (1957) и шести Государственных премий СССР.

Родился Прокофьев в Солнцовке Екатеринославской губернии (ныне Донецкая обл.). Играть на фортепиано и сочинять начал с пятилетнего возраста (сначала под руководством матери, затем Р. Глиэра). В 13 лет при поступлении в Петербургскую консерваторию представил на экзамены более 50 пьес для фортепиано и 3 оперы. Прокофьев обучался в консерватории по трём специальностям: композиции, фортепиано и дирижированию (1904–14). По окончании он был удостоен почётной премии имени А. Рубинштейна. Уже в те годы музыка композитора поражала свежестью, вызывала бурные споры. Одно за другим появлялись его сочинения: 1-й и 2-й концерты для фортепиано, вокальная сказка «Гадкий утёнок» (по Андерсену), оркестровая Скифская сюита, Классическая симфония, ряд замечательных фортепианных миниатюр и циклов («Сарказмы», «Мимолётности»).

Концертная деятельность Прокофьева началась еще в 1908 г. В 1915 г. он выезжал в Италию, а весной 1918 г., с разрешения Советского правительства, отправился на длительные гастроли за границу (Япония, США, Франция). Прежде всего он быстро завоевал славу оригинального мастера-исполнителя. Под управлением Прокофьева шли также премьеры его опер, балетов, симфонических произведений (опера «Игрок» по Ф. Достоевскому, 1916; «скомороший» балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» по русским народным сказкам, 1915). В Америке прошла премьера его оперы «Любовь к трём апельсинам» (1921), а по заказу организатора Русских сезонов С. Дягилева были написаны бале-

ты «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928), поставленные с участием русских артистов.

Пребывание Прокофьева за рубежом затянулось до 1932 г. После возвращения на родину композитор продолжает напряжённо трудиться. Творчество Прокофьева получает мировое признание. Огромную славу завоевала музыка к историко-патриотическому фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), балеты, ставшие советской классикой: «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), – опера «Семён Котко» (1939), фортепианные и скрипичные концерты, кантаты, симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (1936) и др.

В годы Великой Отечественной войны Прокофьев находился в эвакуации, но продолжал интенсивно работать. В эти годы усиливается патриотическая направленность его творчества: о непобедимости великой России повествуют монументальная опера «Война и мир» (1941–43), музыка к фильму «Иван Грозный» (1945), 5-я и 6-я симфонии (1944, 1947). В поздних сочинениях Прокофьев стремится к большой ясности и простоте художественных образов. Это – оратория «На страже мира» (1950), балет «Сказ о каменном цветке» (1950), опера «Повесть о настоящем человеке» (1948), 7-я симфония, посвящённая советской молодёжи (1952). В послевоенные годы композитор мало концертировал. Последнее дирижерское выступление состоялось в 1945 г., а с 1946 по совету врачей он жил в поселке Николина Гора близ Звенигорода, где и скончался 5 марта (в один день со Сталиным).

Могучая, жизнерадостная и светлая музыка Прокофьева, от- разившая все многообразие духовной жизни человека, соединила в себе лучшие национальные традиции с ярким новаторством в создании образов советской современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: