Свиридов георгий васильевич

1915 – 1991

Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1970), лауреат Ленинской (1960) и трех Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда (1975).

Свиридов родился в городке Фатеж Курской губернии. Отец его был почтово-телеграфным служащим, мать – учительницей. Первые впечатления детских лет у будущего композитора были связаны с природой средней степной полосы России, с русским крестьянским трудом и бытом, а также с революцией. Свиридов не просто был свидетелем истории нашей страны, революционные события вторглись и непосредственно в его жизнь: в 1919 г. его отца убили деникинцы, и семья переехала в Курск.

Музыкой начал заниматься с 9 лет, брал уроки фортепиано, играл в оркестре народных инструментов, пытался сочинять. Когда ему было уже 14 лет, он принял решение поступить в музыкаль-

ную школу. В 1932 г. Свиридов уезжает в Ленинград и поступает в музыкальный техникум по классу фортепиано. В Ленинграде он впервые соприкоснулся со средой профессиональных музыкантов, впервые стал бывать на концертах и спектаклях, а также узнал, что можно учиться сочинению музыки и для этого существует композиторское отделение, куда он и перевелся в мае 1933 г.

В 1936 г. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию по классу композиции, где учился у П. Рязанова и Д. Шостаковича. Тогда же он стал членом Союза композиторов и получил стипендию им. А Луначарского. После окончания консерватории Свиридов работал в Новосибирске (1941–44), а после войны – активно участвовал в общественной жизни страны: в 1962 и 1986 гг. избран секретарем правления СК СССР, а в 1968–74 гг. – был первым секретарем СК РСФСР. Свиридов неоднократно представлял советское музыкальное искусство за рубежом.

Свиридов внёс вклад в развитие симфонической и фортепианной музыки: мировую известность приобрели инструментальные сочинения 1960–70-х гг.: «Маленький триптих» для оркестра, Музыка для камерного оркестра и, особенно, музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель». Однако центральное место в творчестве Свиридова занимают жанры, связанные со словом (вокальные). Ещё в середине 30-х гг. XX в.приобрёл известность его цикл романсов на стихи А. Пушкина (автору тогда еще не было и 20 лет). Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бёрнса (1955) знаменуют творческую зрелость композитора. В эпических произведениях – Поэме памяти Сергея Есенина (1956), Патетической оратории (1959), кантате «Курские песни» (1964) – ярко выражено высокое этическое начало творчества Свиридова, главная тема которого – Родина. Наследуя и самобытно претворяя в своей музыке многовековые традиции русской певческой культуры (отличительными чертами его творчества являются опора на народную песенность и демократичность музыкального языка), Свиридов в то же время органично сочетал их в своем творчестве с завоеваниями музыкального искусства XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: