Поэма. История жанра

Поэма (франц. poème, греч. poinma, от poieo — делаю, творю)

Инструментальная пьеса лирико-драматического или лирико-повествовательного характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью. Обычно пишется для фортепиано или для какого-либо струнного смычкового инструмента с сопровождением фортепиано (Поэма для скрипки и фортепиано Фибиха), порой и с сопровождением оркестра (Поэма для скрипки и оркестра Шоссона). Прообразом для Поэмы, послужил созданный Ф. Листом жанр симфонической поэмы - крупного одночастного программного оркестрового произведения. Наряду с обозначением "Поэма" пьесы этого жанра часто носят программные заглавия или определения.

«Поэма». Анализ произведения.

Произведение создано Д. Гинецинским в 1942 году, во время эвакуации в городе Куйбышеве. «Поэма» – произведение торжественно-величественное, но в тоже время в нём присутствует и лирика.

Форма «Поэмы» модулирующая из сложной 3-х частной в простую 3-х частную форму.

Схема формы:

A B Реприза
a b a1 Трио a1
         

сложная 3-хчастная

простая 3-х частная

«Поэму» открывает фортепианное вступление, представляющее собой период в основной тональности произведения (b-moll). Вступление служит психологической подготовкой. В нем слышатся интонации всеобщего призыва. Тема вступление звучит в партии аккомпанирующего инструмента.

.

Первая часть (А) написана в простой 3-х частной форме.

a – модулирующий период (из b-moll в D-dur) не повторного строения, состоящий из 2-х предложений, второе из которых расширено. Тема проходит в партии солирующего инструмента. В ней раскрывается героическое противостояние и сопротивление натиску врагов. Первое предложение представляет собой сигнально-фанфарный мотив, в котором сразу же проводится основная тема и происходит утверждение основной мысли музыкального произведения:

Второе предложение сначала сходно по тематизму с первым, но затем в нем происходят изменения (оно расширяется и варьируется). Далее следует проведение темы в партии фортепиано:

Середина(b) – развивающего типа. Это однотональный период(9 тактов) Начало периода в тональности C-dur, светлое торжественное лирико-героическое начало, в котором повторяются сигнально-фанфарные мотивы. Следующее проведение у аккомпанирующего инструмента служит связкой и подводит к репризе:

a1 – репризное повторение a, но отличающееся своей каденцией.

Следующий переход основной темы в партию фортепиано привносит успокоение.

Постепенно изменяются темп и динамика с одновременным изменением фактурного изложения. В этом проведении происходят тональные изменения:

Средняя часть (В) – Трио.

Музыка средней части «Поэмы» отличается лирическим характером и близка русской песенности. Изменения касаются и изложения музыкального материала - солирующий и аккомпанирующий инструменты образуют дуэт, где в верхнем голосе фортепиано дублируется партия сольного инструмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: