Религиозно-культурная традиция и ее роль в развитии дальневосточной цивилизации

Древнейшей из ныне живущих является дальневосточная, или китайская цивилизация. На ее основе сложились и развиваются зависимые цивилизации - корейская, японская и вьетнамская. Китайская цивилизация никогда не была религиозной. В своей организации она подчиняется морально-этическим нормам учений - конфуцианства, даосизма, буддизма, - и местных верований. Ее главная характерная черта - стремление к достижению стабильности и порядка, магического согласия, соответствия человека и его окружения.
Идейной основой китайской цивилизации до сих пор служит учение Конфуция, которое базируется на авторитете глубокой древности, когда «правители были мудры, чиновники бескорыстны, а народ благоденствовал». В нем присутствуют вера в божественную силу Неба, почитание духов предков, обожествление императора, но основное составляют вопросы этики, морали, нравственности и управления государством. Жрецов в конфуцианстве нет, все ритуалы и церемонии выполняются государственными чиновниками, учителями или главами семей.
Со II в. н. э. по 1913 г. конфуцианство являлось официальной идеологией Китайской империи и распространилось по всему Дальнему Востоку и во Вьетнаме. И поныне здесь все пронизано влиянием идей Кунцзы - традиции, обряды, привычки, взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, нормы поведения и мораль. Здесь с раннего детства человек привыкает, что личное, эмоциональное надо подавлять во имя общего, рационально обусловленного.
Небо, по Конфуцию, вмешивается в общественную жизнь, поддерживая одних и наказывая других. Хорошая погода, обильные урожаи, мир и спокойствие на Земле показывают, что Небо довольно земными порядками. И наоборот, засуха, наводнение, голод, эпидемии, бунты являются вестниками «небесного гнева».
Идеал человека - «благородный муж» - человек честный и искренний, бесстрашный, осторожный в делах, безразличный к жизненным удобствам.
Социальный порядок объясняет идея «исправления имен», которая требует от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе, учит повиновению правителю, почтительности к старшим. Общество делится не на классы и социальные группы, а на «благородных людей» и «маленьких людей», гонящихся с материальными благами.
Отсутствующие в конфуцианстве понятия о цели и смысле жизни, мистику дали дальневосточным народам даосизм и буддизм, пришедшие примерно одновременно. Страны наполнились величественными храмами, монастырями, скальными и пещерными комплексами, появилась возможность уйти от мирской суеты, стали развиваться медицина, астрология, алхимия, изобразительное искусство и др. Поколения поэтов, художников, ученых и философов искали вдохновения в буддийских монастырях.
В основе даосизма лежит слияние человека с природой, обожествление природных сил. Учение пронизано мистикой, суевериями, магией. Смысл жизни - познать Дао (первопричину и конечную цель бытия) и следовать ему по принципу «недеяния». Вытекающий из дао образ действий - уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель–мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к «простоте, чистоте и неведению». Людей прельщают социальные утопии даосизма с уравнительным распределением; это вызвало развитие тайных обществ («Белый лотос», «Желтые повязки» и др.) и боевых искусств, и многие крестьянские восстания проходили под даосскими лозунгами. На сегодняшний день доктрины чистого даосизма придерживается около 30 млн. китайцев.
Буддизм в Китае стал как бы разновидностью даосизма. В народе наиболее популярны Будда настоящего, Будда грядущего, (со смеющимся лицом и огромным животом, символизирующим «безграничную душу»), Будда райского счастья и защитник от нечисти, Богиня милосердия и добродетели; их статуи встречаются повсеместно. В Корее и Японии распространился чистый буддизм и в сочетании с конфуцианством и местными религиями обусловил специфику их культур.
Жизненный уклад дальневосточных народов строится на строгих нормах и правилах. Невозмутимость, терпеливость, выносливость - характерные черты национальных характеров китайцев, корейцев, японцев и вьетнамцев.

Разновидности конфуцианства оказали неодинаковое влияние на развитие Японии и Китая.
Японский вариант требовал беспрекословного подчинения господину, начальнику, что крепило дисциплину труда, порядок на производстве и в обществе, привело к формированию чрезвычайно сплоченной нации.
В китайском конфуцианстве следует выбирать между верностью либо господину, либо своей совести. Здесь три категории долга: высший долг - по отношению к родственникам, второй долг - по отношению к общине, третий, низший долг - по отношению к государству. Такая мораль часто вела к анархии в общественных отношениях, и опустошительные гражданские войны потрясают страну в каждом столетии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: