Силы и нагрузки, действующие на причальные сооружения

При проектировании и технической эксплуатации причалов важное значение имеет учёт действующих сил, нагрузок и других воздействий на причальные сооружения. Силы и нагрузки, действующие на причаль­ные сооружения, разделяются на следующие виды:

- эксплуатационные нагрузки;

- собственный вес конструкций и постоянных устройств, располо­женных в пределах зоны, оказывающей воздействие на сооружение;

- давление грунта, испытываемое причальными стенками;

- давление волн и действие льда;

- нагрузки от судов при швартовке и стоянке у причалов.

К эксплуатационным нагрузкам относятся давление от портальных кранов, других перегрузочных машин и устройств, железнодорожного и безрельсового транспорта, а также от складируемых и перегружаемых грузов. Их иногда называют временными, поскольку при отсутствии гру­зов и перегрузочных машин на причале они перестают действовать.

Собственный вес конструкций определяется по объёмам отдельных элементов (массивов, свай, балок, плит верхнего строения и др.), пере­множенным на их объёмные или удельные веса. Объёмный (удельный) вес основных материалов

Давление грунта на причальные стенки Боковое давление грунта возникает во всех случаях, когда соору­жение в виде стенки поддерживает грунтовую засыпку с тыловой сторо­ны. Для гравитационных причальных сооружений и больверков это дав­ление является основной нагрузкой. Различают два вида грунтов - сыпу­чие и связные. В сыпучих грунтах (песок, гравий, щебень, каменная наброска) между зёрнами (кусками) возникают только силы трения. В связных же (глинистых) грунтах, кроме названных сил, обра­зуются силы сцепления при взаимодействии между собой мельчайших частиц глинистых грунтов.

Волновое давление и действие льда

В защищенных акваториях образуется обычно незначительное волнение, не оказывающее ощутимого на причальные сооруже­ния. Различают два вида давления льда: статическое и динамическое. Ледяное поле при понижении температуры, как известно из физики, расширяется. Вследствие этого портовые сооружения испытывают ста­тическое давление льда.

Динамическое ледовое давление возникает при движении льда от действия течения, ветра при этом, могут быть весьма значительными, поэтому в некоторых случаях возводят ледо­резы, разрушают ледяное поле взрывами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: