Наибольшее количество грузов определенной категории, которое порт может погрузить на суда и выгрузить в течении года при определенный продолжительности навигации, заданных нормах производительности труда и прогрессивной технологии перегрузочных работ. Расчетной величиной для определения П.С.П. является суточная пропускная способность причала, которая зависит от числа прикордонных перегрузочных машин, их производительности, продолжительности работы в сутки с учетом потерь времени на вспомогательные и технологические операции, не предусмотренные нормами, и метеорологических условий. П.С.П. определяется как сумма годовой пропускной способности береговых и рейдовых причалов. Она характеризует размеры порта и его значение.
Под пропускной способностью понимается максимальное количество тонн груза, которое порт может в соответствии со своими производственными возможностями погрузить на суда и выгрузить с судов за определенный период.
Важнейшим показателем, характеризующим возможности порта, является его пропускная способность, которая всегда выше грузооборота или, в крайнем случае, должна быть равна ему. В последнем случае порт работает на пределе своих возможностей. На пропускную способность порта влияют следующие факторы:
Ø параметры подходных каналов, обеспечивающих ввод и вывод судов из порта;
Ø количество, конструкция, техническое состояние и глубины действующих причалов;
Ø степень технического оснащения (количество, типы, грузоподъемность перегрузочных машин и устройств);
Ø количество, вместимость, конструкция и расположение складов;
Ø развитие железнодорожных путей в порту и на предпортовой железнодорожной станции и автомобильных дорог;
Ø род грузов, проходящих через порт;
Ø технология перегрузочных работ;
Ø обеспечение плавсредствами служебно-вспомогательного флота;
Ø количество, состояние, конструкция и грузоподъемность средств внутрипортового транспорта;
Ø состояние электрохозяйства, связи, водоснабжения и т. д.;
Ø типы судов, посещающих порт (главные размерения, количество люков, наличие палуб, раскрытие трюмов, расположение машинного отделения и т. д.);
Ø организация перегрузочных работ в порту.
Пропускная способность порта в целом зависит от пропускной способности отдельных его элементов, входящих в состав технологических перегрузочных комплексов. Поэтому пропускную способность порта обычно оценивают по суммарной пропускной способности его перегрузочных комплексов, состоящих из причалов» складов, железнодорожных путей и т. д.
Суточная пропускная способность причала:
Псут = 24Dч aз/(tгр + tвсп),
Где Dч — грузоподъемность судна расчетного типа при перевозке соответствующих грузов, т;
aз — коэффициент использования части грузоподъемности при обработке судна на данном причале или коэффициент загрузки, если судно полностью обработано на данном причале;
tгр — время занятости причала под грузовыми операциями, ч;
tвсп—время, планируемое на выполнение вспомогательных операций, несовместимых с перегрузочными работами, ч.
Время занятости причала под грузовыми операциями:
tгр = Dч aз/SРл
Где: SРл -суммарная средневзвешенная производительность технологических линий причала, т/ч.
Время занятости причала под вспомогательными операциями устанавливают по действующим нормам обработки судов в портах, а при проектировании порта - по Нормам технологического проектирования морских портов.