ВИДОВ ТРАНСПОРТА
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА РАЗЛИЧНЫХ
Оценка различных видов транспорта с учетом основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Вид транспорта | Факторы, влияющие на выбор вида транспорта | |||||
время доставки | частота отправлений груза | надежность соблюдения графика доставки | способность перевозить разные грузы | способность доставить груз в любую точку территории | стоимость перевозки | |
Железнодорожный | ||||||
Водный | .4 | |||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
В основе выбора вида транспорта лежат сложившиеся транспортные коммуникации, находящиеся на пути движения продукции от ее производителей до потребителей; близость к коммуникациям, их пропускная способность, способы доставки к транспортным магистралям, сроки перевозок, размер транспортных затрат и другие условия перевозок.
После выбора вида транспорта следует определить, каковы возможные варианты подвижного состава для перевозки конкретного груза с учетом его особенностей. Рассмотрим характеристики подвижного состава различных видов транспорта.
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Автомобильный | Большая маневренность и подвижность; регулярность доставки; высокая скорость доставки грузов; доставка продукции без промежуточных перегрузок «от двери до двери»; небольшие капитальные вложения в освоение грузооборота на малые и средние расстояния | Низкая (по сравнению с другими видами транспорта) грузоподъемность; сравнительно высокая себестоимость перевозок; срочность разгрузки; недостаточно развитая дорожная сеть в отдельных регионах |
Воздушный | Очень высокая скорость доставки груза; большая дальность беспосадочного полета; возможность достижения отдаленных районов | Высокая себестоимость перевозки грузов; зависимость от метеоусловий. |
Железнодорожный | Возможность сооружения путей сообщения практически на любой сухопутной территории; возможность доставки груза на большие расстояния; высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток; сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов | Большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств и пути |
Морской | Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная способность; небольшие капитальные вложения в устройства пути; самый крупный перевозчик в международном сообщении | Зависимость от географических и навигационных условий; низкая скорость; малая частота отправок; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства |
Речной | Высокая провозная способность на глубоководных реках; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капитальные вложения в организацию судоходства | Сезонность работы; небольшая скорость перевозки; низкая доступность в географическом плане из-за неравномерности глубин рек |
Трубопроводный | Низкая себестоимость; полная герметизация транспортировки; автоматизация операций налива, перекачки и слива; прокладка трубопроводов возможна практически повсеместно | Узкая специализация (нефть, газ и др.) |