Картезианская парадигма Рене Декарта

Рене Декарт (1596-1650) родился в знатной семье, в школе иезуитов проявлял склонность к математике и неприязнь схоластических традиций. Декарт является крупнейшим представителем рационализма, хотя его учение сложно сводить к какой-либо одной модели или теоретической схеме.

Исходной целью стремлений Декарта являлось создание новой подлинной науки. Т.е. состоящей из утверждений, с которыми нельзя не согласиться и имеющих необходимый характер. Таким образом Декарт пытается достичь безусловной истины.

Принципы достижения безусловной истины по Декарту:

1) Критериями истины являются ясность и отчетливость, с которыми сознание их воспринимает (должны быть просты и очевидны).

2) Чтобы достичь понятной истины необходимы особые условия. Сложное разбить на простое до неделимых единиц. Тогда просты вещи будут понятны интуитивно. Начинать познание нужно с самого простого и элементарного.

3) Возвращение от простого к сложному происходит по ступеням. От элементарностей ко все более сложным, неочевидным вещам выводя последующее из предыдущего. Декарт призывает нас двигаться от одной интуиции к другой через минимальное расстояние.

4) Необходимо создавать максимально полные обзоры и перечни. Это значит, что нужно иметь перед «естественным светом» разума всю цепочку рассуждений, дабы можно было проверить любое из звеньев путем последовательного перехода к исходному звену.

Для достижения истины Декарт предлагает критически относиться ко всей прежней философии, усомниться в ее правильности. Декарт даже сомневается по поводу своих изложенных принципов. Единственное, что, по мнению философа, не вызывает сомнений – это наше сомнение. Таким образом математик приходит к выводу, что сомневаться значит мыслить. Но сомнение не может существовать без сомневающегося. Я сомневаюсь, я мыслю, следовательно, я существую (лат. Cogito ergo sum). Таким образом философ устанавливает фундамент истины и дальнейшей науки – незыблемость мылящего субъекта.

Дальнейшие размышления выводят Декарта на мысль о несовершенстве человека (совершенство не подвластно сомнению). Однако попытки преодолеть сомнение => свое несовершенство выдают заложенную в человеке идею достижения совершенства. Эта идея заложена в человека извне, более совершенным существом (доказательство Декартом существования Бога). По мнению математика, Бог ограничил человеку разум, но свобода воли предела не имеет. Свобода является причиной заблуждений человека (поспешные выводы не основанные на истинной интуиции). Из существования Бога Декарт выводит истинность математики и абсолютность критерия истинности. Отсюда настоящий ученый не может быть атеистом а существование Бога является гарантией существования внешнего мира.

По мимо этого Рене Декарт является дуалистом. Философ в своих трудах говорит о дуализме тела (нечто протяженное) и души (нечто мыслящее). Они принципиально отличны и независимы друг от друга. Мысль не нуждается в теле, а протяженное тело в мысли. Протяженность тела объясняется с математической точки зрения (три измерения). Доказывается отсутствие в мире пустоты (не способность найти измерения у пустоты).

Согласно декартовскому учению о двух субстанциях человек является уникальным существом, ибо в нем сочетаются обе субстанции. С точки зрения Декарта животные только телесны и представляют собой автоматы. Человеческое тело тоже автомат => Декарт задается вопросом о взаимодействии тела и души. Многие философы подходили к решению данной проблемы, получившей название психофизического параллелизма, однако однозначного, устраивающего всех ответа не нашлось. Сам же Декарт предложил связующее звено в виде шишковидной железы в головном мозге. Очевидно, что эта мысль далека от истины, т.к. железа телесна и так или иначе не решает поставленной задачи.


ВОПРОС

Теория общественного договора, которая легла в основу концепции современной либеральной демократии, получила своё распространение ещё в XVII веке благодаря таким английским авторам, как Томас Гоббс и Джон Локк, которых по праву считают родоначальниками этой модели возникновения государства.

Томас Гоббс (1588-1679) английский философ. Окончил Оксфордский университет (1608) начал работать учителем в аристократической семье. Перед началом первой английской революции был старонником монархии и в 1640 году эмигрировал во Францию.

Труд Гоббса: работа " Левиафан или материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского".

Социальная философия Гоббса.

Великие географические эпохи Возрождения позволили европейцам обнаружить, что значительная часть населения Земли живет вне государственного устройства(в усл-х первобытного строя) Этот факт со всей остротой поставил перед учеными проблему происхождения гос-ва. А революции Нового времени, прежде всего английская революция, значительно подорвали веру в божественное происхождение королевской власти. Гоббс определял гос-во не как божественное установление, а как "искуственное тело", созданное людьми. В истории человечества он выделял две основные стадии: догосударственную ("естественное состояние") и государственную. В естественном состоянии люди жили разобщенно и находясь в состоянии войны " каждого против всех" (по принципу человек человеку -волк). Поэтому люди, как только начинают понимать это,начинают осознавать необходимость договориться, заключить общественный договор, перейти в гражданское состояние. Сам договор - средство, инструмент перехода. Рассматривая вопрос о происхождении гос-ва Гоббс закладывает основы "общественного договора". Итог общественного договора- создание государства. По Гоббсу главной целью существования государства является обеспечение безопасности жизнедеятельности людей. Разумеется, под безопасностью понимается защита от иностранного вторжения, а также от несправедливости, которую люди могут творить по отношению друг к другу. Важным является то, что необходимость в этом договоре возникает не спонтанно: причина заключается в том, что до заключения договора люди живут в «естественном состоянии» (иной вариант – «война всех против всех»). Фактически это состояние означает хаос: по причине естественного равенства людей по факту рождения, а также при наличии общей цели, люди начинают конкурировать между собой (вследствие природного эгоизма) и уничтожать друг друга. Объединяющим фактором в этом случае может выступать только государство в лице суверена, который будет выступать в качестве непререкаемого судьи, который не только разрешает споры между людьми, но и определяет устройство всего общественного механизма для достижения одной общей цели – самосохранения.

Важнейшим для понимания общественного договора Гоббса, является положение о взаимоотношениях между суверенной властью и гражданами, которые передали часть своих прав этому объединяющему институту. Согласно действующему договору граждане не могут свергнуть своего суверена, так как это а) нелогично, поскольку они сами передали ему права, составив договор, в котором он не участвовал и б) попытка свержения суверена – это ущемление прав большинства, которое составляла договор. То есть, подданные не имеют права без согласия суверена свергать существующий строй и переходить в состояние хаоса [1, c. 480] С другой стороны, очень важно отметить понимание Гоббсом свободы подданных. Подданные свободны делать то, что не указывается в договоре с властью, то есть, что суверен обходит своим вниманием: «во всякого рода действиях, о которых правила умалчивают, люди имеют свободу делать то, что их собственный разум подсказывает как наиболее выгодное для них» [1, c. 309]. Важно, что подданные свободны защищать свою жизнь даже в тех случаях, когда на неё посягают на законном основании, а также, что они не обязаны убивать себя или своих родственников или друзей по приказу суверена [1, c. 310]. Из этого следует, что у подданного есть формальная личная свобода выступать против режима, но на законных основаниях этот подданный будет сувереном наказан. Самым важным является тот факт, что до тех пор, пока суверен в состоянии выполнять свою основную функцию, а именно сохранять безопасность всего общества и каждого отдельного подданного в частности, он может наказывать жителей своего государства по своему желанию, в ином случае, люди вновь возвращаются в состояние «войны всех против всех".

Джон Локк


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: