Джон Локк (1632-1704) Английский философ. Родился в семье адвоката, учился в Оксфорде, где получил степень магистра. Изучал медицину, физику, химию

Локк внёс существенный вклад в развитии теории общественного договора. Его понимание договора существенно отличается от мыслей Томаса Гоббса, хотя бы на том основании, что договор Локка строится на праве, а договор Гоббса – на механической теории.

Труд «Два трактата о правлении», вышедший в 1689 году открывает совершенно новую трактовку договора между людьми, приводящего к созданию государственной машины. Между членами общества заключается договор, причём договор этот заключается на основании правил, принятых большинством. Важнейшей целью этого договора ставится сохранение не только всеобщей безопасности, но и охрана от посягательств собственности каждого подданного. До заключения договора существует так называемый «золотой век», когда правили лучшие правители, равно как и жили менее порочные подданные, «и тогда, с одной стороны, не было превышения власти для угнетения народа и, как следствие, не было, с другой стороны, какого-либо спора о привилегиях для уменьшения или ограничения власти должностных лиц". Но с течением времени жадность и алчность развратили людей, поэтому и потребовался общественный договор. Договор этот заключается для того, чтобы выйти из «естественного состояния», при котором каждый свободен, действовать так, как ему нравится, и чтобы не допустить перехода этого состояния в «state of war» (состояние войны), при котором на собственность одного лица посягает другое лицо и никакой защиты частной собственности, основанной на правовой базе, не существует.

Итак, Локк выделяет новый элемент, становящийся причиной для заключения договора – защита частной собственности от посягательств других людей, причём этот защитный механизм имеет в своей основе правовую базу. Тем не менее, это не единственный момент, отличающий понимание договора по Гоббсу от понимания Локка. Наиважнейшее отличие состоит в предоставлении права гражданам на восстание против суверена (который также участвовал в договоре и подтверждал свою приверженность тем законам и нормам, которые прописаны в данном договоре). Локк прямо даёт понять, что в случае, если человек или группа людей, находящихся у власти, превышает свои полномочия, нарушает принцип верховенства законодательной власти над исполнительной и начинает угнетать народ, люди могут выступить против этого режима. Автор, оправдывая свою позицию, говорит о том, что не настаивает на праве на постоянные антиправительственные выступления и бунты, но обращается лишь к случаям, когда терпеть угнетение становится невыносимо, когда создаётся угроза самому существованию человека: «бог и природа никогда не разрешали человеку забываться в такой степени, чтобы пренебрегать самосохранением, и поскольку он не может сам лишить себя жизни, то он не может дать такое право и другому»

Мы приходим к выводу о том, что «Два трактата о правлении» Джона Локка открывают новое понимание того, каким образом должно функционировать государство. В государстве Локка прослеживаются черты современной демократии: система разделений властей, система сдержек и противовесов, право собственности, идея правового государства в целом с неподкупным, беспристрастным и честным судом и хорошо работающими законами, участие гражданского общества в принятии политических решений. Впоследствии мы увидим, что французские философы (Монтескьё) развивали именно подход Локка к пониманию общественного договора и государственного устройства.

ВЫВОД

Теория общественного договора по-прежнему продолжает вызывать ожесточённые споры в политологической среде, даже у философов-основателей этого концепта существовали серьёзные разногласия в трактовке значения и роли акторов (как властвующих, так и подчиняющихся), участвующих в составлении и осуществлении договора между людьми.

ИТОГИ

Родоначальниками общественного договора были англичане Томас Гоббс и Джон Локк, чьи идеи впоследствии были взяты за основу и развиты представителями французской философской школы – Шарлем Луи де Монтескьё и Жан-Жаком Руссо.

Автор Цель заключения общественного договора Место суверена в системе общественного договора Права граждан по общественному договору Трактовка общественного договора
Томас Гоббс Договор заключается для достижения одной общей цели – самосохранения. Сам суверен, который впоследствии встаёт над всем обществом в этом договоре не участвует – ему просто передаётся часть прав всех людей по итогам заключения этого договора Подданные свободны делать то, что не указывается в договоре с властью, то есть, что суверен обходит своим вниманием. Важно, что подданные свободны защищать свою жизнь даже в тех случаях, когда на неё посягают на законном основании, а также, что они не обязаны убивать себя или своих родственников или друзей по приказу суверена. Из этого следует, что у подданного есть формальная личная свобода выступать против режима, но на законных основаниях этот подданный будет сувереном наказан Механическая (геометрическая)
Джон Локк Договор заключается для того, чтобы выйти из «естественного состояния», и чтобы не допустить перехода этого состояния в «state of war» (состояние войны) Суверен, как непосредственный участник этого договора, обязан соблюдать те законы и нормы, которые этим договором предусматриваются Помимо традиционного права на распоряжение своей собственностью (и всех отношений, связанных с правом собственности), появляются предпосылки для развития политических прав. В случае, если человек или группа людей, находящихся у власти, превышает свои полномочия, нарушает принцип верховенства законодательной власти над исполнительной и начинает угнетать народ, люди могут выступить против этого режима Правовая трактовка
         
         

17.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Ф.М. ВОЛЬТЕРА, Ж.-Ж. РУССО, Ж.О. ЛАМЕТРИ, Д. ДИДРО, П.А. ГОЛЬБАХА, К.А. ГЕЛЬВЕЦИЯ, Ш.Л. МОНТЕСКЬЕ (ОДИН ФИЛОСОФ НА ВЫБОР).

Все должно предстать перед судом разума.

Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:

· Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

· Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

· Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

· Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.

· Осуждение политической тирании.

· Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.

Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода.

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

Эпоха просвещения охватила ряд стран:

· Англию - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.

· Францию - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго.

· Германию - Лессинг, Гердер, Кант.

· Россию - Новиков и Радищев.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Философские идеи Ф.М. Вольтера. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель.

Суть взглядов.

1. По мнению Вольтера, сутью наступившей эпохи (XVIII в.) является разум, высшим воплощением которого стала “Здравая философия”, опирающаяся на науки и искусство. Разум будет все более широко распространять свое влияние на человеческую жизнь.

2. Страстно выступая против религии («Раздавите гадину!»), он видел необходимость в признании существования Бога с морально – этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности(под угрозой Божьего наказания).

3. Природе присуща всеобщая закономерность, где преобладает преимущественно причинный характер.

4. Отвергая доказательство существования Бога, Вольтер признавал целесообразное устройство мира и разумного творца, как причину этой целесообразности (деизм).

«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

5. Сознание - признавал атрибутом материи, а разнообразие мира объяснял существованием «всемирного разума».

6. В познании Вольтер принял сенсуализм Локка и стал одним из первых его популяризаторов.

7. Он в своих трудах отстаивал равенство людей, но понимал его лишь как равенство политическое и равенство перед законом и правом.

Социальное и имущественное неравенство Вольтер считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества;

8. Вольтер ввел термин «Философия истории», под которым понимал учение о прогрессивном развитии человечества, причем, не как проявление божественной воли, а как творчество самих людей.

(Клерикализм (лат. clericalis — «церковный») — политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества.)

Жан Жак Руссо (1712-1778) – один из самых видных представителей французского Просвещения. Главное внимание уделял социально-политической философии. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Основные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или о воспитании» (1762) и др.

Суть взглядов.

1. В философских взглядах – дуалист, утверждал, что материя и дух существуют извечно как два начала.

2. Бог существует в качестве безличной первопричины мироздания (деизм).

3. Материя несотворима, пассивная, мертвая и существует всегда.

4. Человек состоит из смертного тела и бессмертной души.

5. В теории познания стоял на позициях сенсуализма, хотя был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (сущность вещей и явлений).

6. Считал главной причиной противоречий и неравенства в обществе – частную собственность.

7. Становление неравенства, по мнению Руссо, проходило в три этапа:

• первый – когда возникла частная собственность (когда кто-то отгородил участок земли и сказал: «Это – мое», и все в это поверили);

• второй – с возникновения государства, когда бедные и богатые заключили между собой договор об образовании государственной власти;

• третий - переход государственной власти в деспотизм, который превращает подданных в рабов.

8. Обосновав право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и создать общество по собственному усмотрению).

9. В справедливом обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами.

10. Полагая, что государство есть результат соглашения между людьми, т. о. образование коллективного целого, народа, то народ обладает верховной властью, суверенитетом (от фран. souverainete - верховная власть).

11. Политический идеал Руссо – не представительская, а прямая демократия, в которой законы принимаются непосредственным собранием всех граждан.

12. В будущем государстве, значительное место должны занимать проблемы воспитания:

• начинать с раннего детства;

• педагогическое воздействие должно осуществляться целенаправленно на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму; обучать профессиям и познаниям в науках;

• общественное воспитание должно предписываться правительством;

• направлено на формирование любви к Отечеству;

• любые подобные дела должны провозглашаться во всеуслышание.

Руссо одним из первых вскрыл противоречивые стороны развития цивилизации.

Философские взгляды Руссо:

• исповедовал идею активного вмешательства философов в социальную действительность ради ее перестройки;

• утверждал, что материальный мир существует независимо от человека, она же узнает его через ощущения;

• воспевал природу и тот порядок, который в ней существует; обличал беспорядок и несправедливость, царящие в социальном мире;

• видел силу человека не в уме, а в его чувствах;

• считал, что цивилизация не принесет счастья людям, а лишь углубит их тяжелое положение;

• возлагал вину за социальные недостатки в науку, искусство и цивилизацию

Эстетические взгляды Руссо:

• выступал против ограниченности и условности ряда принципов эстетики классицизма во имя искусства;

• осуждал систему станов, иерархий в театре, где право на высокие чувства и героические подвиги предоставлялось только высокопоставленным лицам;

• отстаивал реалистические принципы;

• обращал внимание на красоту и был способен воспевать ее;

• призвал к воспитанию в людях высоких чувств гуманности;

• создал культ чувства в искусстве; воспроизвел трогательные движения сердца, внутреннего мира человека

Материализм Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция

Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

Жюльен Офре де Ламетри (1709—1751) — французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.

Суть взглядов.

1. Мир есть единая субстанция - материя, которая несотворима, вечна и бесконечна. Основными свойствами которой является:

• протяженность;

• движение, как внутренняя активность;

• чувствительность.

2. Основными формами мира являются три царства:

• Неорганическое;

• растительное;

• животное.

3. Человек – представитель животного царства, машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. Человек это часовой механизм, который заводится поступлением в кровь питательного сока.

4. Причиной появления человека являются, по мнению Ламетри, не только биологические факторы; также требуется язык, членораздельная речь и воспитание. Человек от природы вероломное, хитрое, опасное и коварное животное. Добродетельность появляется только в результате воспитания.

«Без воспитания даже наилучшим образом организованный ум лишается всей своей ценности».

5. Выступил за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств.

6. Задача философии – культивировать истину. Лишь философия раскрывает заблуждения, лишь она имеет определенную точку зрения, что есть «честно или бесчестно, порочно или добродетельно».

7. Философия есть средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах, поэтому государственные деятели должны быть философами, чтобы успешно управлять государством.

Дени Дидрo (1713-1784) - знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения - остро выраженный демократизм. Это удивительно одарённая, всесторонне развитая личность - философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик.

Суть учения.

1. Утверждает, что материя, которая состоит из молекул и вечна, существует объективно, т. е. независимо от воли человека.

2. Каждой молекуле присущ внутренний источник движения – «интимная сила», поэтому материя находится в постоянном движении. Движение – абсолютно, покой – относителен. Внешним выражением движения является механическое перемещение тел в пространстве.

3. Все изменения в природе подчинены закону причинности, поэтому все в природе взаимосвязано и взаимообусловлено.

4. Между живой и неживой материей непроходимой границы нет.

5. Вся материя обладает чувствительностью, но при этом есть разные ее формы:

• скрытая – присуща неорганической природе;

• деятельная – свойственна органической природе.

6. Мышление есть развитая форма чувствительности материи.

7. Источником человеческого познания являются:

• ощущения, которые возникают в результате воздействия предметов и явлений природы на органы чувств;

• умозаключения, которые отражают объективную, реальную взаимосвязь в природе.

8. Критерием истины Дидро считает опыт и эксперимент.

9. Материалистически объясняя природу, он остался на идеалистических позициях при объяснении истории общества (придавал главенствующую роль идеям).

10. Разумное устройство общества связывал с появлением просвещенного монарха.

11. В эстетических взглядах утверждал, что прекрасное объективно и субъективно одновременно. Именно этим объясняется изменчивость и разнообразие художественных вкусов; прекрасное есть форма выражения присутствия человека в мире.

Поль Анри Тири Гольбах (1723- 1789) французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, почетный иностранный член Петербургской Академии наук.

Суть взглядов.

1. Природа существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима;

Природа есть причина всего сущего, это непрерывная цепь причин и следствий.

2. Материя – это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека.

3. Материя обладает следующими свойствами:

• протяженность;

• подвижность;

• делимость;

• твердость, плотность, вес, фигура, цвет и т. п.

4. Атрибутом материи выступает движение, однако, понимал его только как простое перемещение тел в пространстве.

5. «Человек – дело рук Природы, он существует в Природе, он подчинен ее законам, он не может освободиться от нее»; он не может – даже в мысли – выйти из природы, значит он часть природы, подчиняется ее законам, как и все физические тела.

6. Гольбах отвергал существование бессмертной души и доказывал, что умственные способности человека зависят от организации его тела.

7. Человеческая способность ощущать дает нам возможность познать мир и его законы.

8. Свои идеи человек черпает не из души, а из внешнего мира.

9. В основе познания лежит чувственно-эмпирический опыт, а разум дает нам высшее познание: «Разум показывает истинную природу вещей и объясняет действия, которых мы не можем от них ожидать».

10. Человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости и поэтому свободы воли нет.

11. Хотя человек – это социальное существо, но он должен быть признан свободным.

12. На формирование человека оказывают существенное воздействие среда и воспитание.

13. Гольбах резко критиковал религию, вскрывал имеющиеся в Библии противоречия, доказывал, что Пятикнижие написано не Моисеем, а разными людьми в разное время; ветхозаветная картина мира могла удовлетворить только невежественный народ.

Клод Адриан Гельвеций (1715 — 1771) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления.

Воззрения:

• Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.

• Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств — любви к удовольствию и отвращения к страданию — возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.

• Являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.

• В сфере политики и экономики выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма, поскольку считал республиканскую форму правления непригодной для больших государств.

Суть взглядов.

1. Окружающий нас мир существует объективно, он бесконечный и находится в постоянном движении, т. е. постоянно изменяется.

2. Материя – лишь слово, которое обозначает свойства мира.

3. Человеческое познание неограниченно, дает знания о действительных вещах.

4. Оно имеет чувственно-эмпирическую основу, хотя разум развился из чувственности, а сознание есть высший этап познания природы «Все, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума».

5. Ощущения вызываются действием на наши органы чувств, предметов и явлений внешнего мира.

6. Возникающие заблуждения бывают двух родов:

• природные – выражаются в невежестве;

• приобретенные – возникают в силу ложных идей.

7. Создавая «науку о нравственности» Гельвеций утверждал, что первичный импульс «всех наших действий» коренится в «любви к себе».

8. Руководствуясь любовью к себе, люди стремятся к счастью, наслаждению, т. е. имеют свой интерес.

9. Интерес – представляет собой основную пружину человеческой деятельности.

Интересы есть трех видов:

• личный;

• отдельных социальных групп;

• общественные.

10. В обществе возможно благополучие только тогда, когда законы страны будут такими, чтобы личные интересы, выгода индивида соответствовали общему интересу.

11. Гельвеций утверждал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем-то врожденным, а определяется опытом и средой. Отсюда возникает требование изменения социальной среды.

12. Выступая против религиозного фанатизма, большое значение придавал воспитанию, полагая, что люди от рождения в интеллектуальном отношении равны, а возникающие впоследствии различия, объясняются различием в воспитании.

Философские идеи Ш.Л. Монтескье

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (1689 - 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

• Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

• Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

• Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

• Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738—1794).

Краткий обзор произведения «О духе законов»

1. О законах

Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

2. О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

3. О духе народа

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

4. О трёх различных образах правления

Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

• Республика — добродетель,

• Монархия — честь,

• Деспотия — страх.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть». Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

5. Об индивидуальной свободе и свободе политической

Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, — отделение государства от гражданского общества и разделение властей.

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они — все, во втором — потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное — это безопасность гражданина».

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм — общественное движение:

· провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;

· поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции;

· поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.


19. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ

представлял собой попытку объяснить весь природный, социальный и духовный мир на протяжении всего периода его существования на основе одного-единственного принципа, свести его к одному понятию. В этом случае абсолютный идеализм должен был являть подлинную философскую систему, поскольку в нем под Одно Начало подводились самые Разные Материальные и идеальные явления и процессы, которые таким образом оказывались неразрывно связанными в рамках единого целого.

Исходным понятием в абсолютном идеализме Гегеля выступает «Абсолютная идея». Основное определение Абсолютной идеи – разум, «мышление, подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного», которое «выходит за пределы всех их и составляет основание всего» – и природных катаклизмов, и социальных явлений, и человеческий действий.

Правда, сама по себе Абсолютная идея есть лишь неопределенная интуитивная мысль: «Все разумное действительно; все действительное разумно», которая нуждается в дальнейшем прояснении и обосновании. Это самопознание Абсолютной идеи распадается на три этапа: Логику, Философию природы, Философию духа.

Обычно логика определяется как наука о формах и приемах человеческого мышления, необходимая человеку для того, чтобы научить правильно мыслить и тем самым превратить мышление в научный метод познания действительности. Для Гегеля Логика – это система «определений мышления», которые выражают наиболее существенное в реально существующих вещах, т. е. совпадает с метафизикой. Можно сказать, что Логика – это царство «чистой Идеи», существующей внутри себя самой.

Затем Абсолютная Идея превращается в природу, и предстает в виде конечных, чувственных и телесных вещей, отходя при этом от своей изначальной идеальной сущности, вернее, облекает ее во внешнюю материальную оболочку или форму. Однако цель природы – «умертвить саму себя и прорвать свою кору непосредственности, чувственности, сжечь саму себя как феникс, чтобы омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа ». Действительно, на этапе философии природы можно наблюдать, как протекает в природе процесс эволюции, переход от низших ступеней организации живого к высшим, который увенчивается появлением человека как наделенного духом разума существа.

Олицетворяющий собой последний, завершающий этап саморазвертывания Абсолютной идеи дух – это та же Идея, но в ее реальном выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших форм (вроде сновидений) и кончая абсолютным знанием, где достигается правильное выражение Абсолютной идеи посредством научных понятий и логических категорий. С помощью человеческого духа Абсолютная идея может завершить процесс самопознания, поскольку только человеческое познание способно раскрывать нематериальные, идеальные сущности вещей. Таким образом, под Абсолютным духом Гегель подразумевает совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: