Славянофилы и западники. Вообще, становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмыслении вопроса об исторической судьбе России

Вообще, становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмыслении вопроса об исторической судьбе России. В напряжённой полемике конца 30-х гг. XIX века о месте России в мировой истории оформилось славянофильство и западничество как противоположные течения русской философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой, завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в её отсталости или же у России особый путь и её культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса, и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.

Лидерами были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием самобытного пути развития России.

Изучение истории у славянофилов была направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как "единственный и постоянный действователь в истории. Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором - верою, обуславливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создаёт народ, но и народ создаёт веру. Православие в концепции славянофилов выступала как духовная основа всей русской жизни:". проникая во все умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал, никогда не мешая его развитию". В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью.

Величайшая заслуга славянофилов заключается в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление.

Как идейное течение общественно" мысли западничества не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), и др. были мыслители самых равных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы.

Западники яро критиковали крепостное право, ими были составлены проекты по его отмене. Западники демонстрировали положительные стороны и преимущества наемного труда. Они представляли отмену крепостного права только через проведение реформы вместе с дворянами.

Западники задались целью полностью раскритиковать феодально-абсолютистский строй России при царе. Взамен предлагали построить конституционный, буржуазно-парламентский порядок, такой, как в западно-европейских монархиях. В пример ставили Англию и Францию. Западники в России 19-го века призывали налаживать быстрый темп развития промышленности, производства новых средств транспорта, торговли. Их выступления касались еще и свободы, прав в промышленных и торговых отношениях.

Русские западники желали добиться цели мирным способом. Общественное мнение должно было воздействовать на правительство Царской России. Общественники, деятели распространяли взгляды западников через науку и просвещение. Неприемлемыми для западников были многие идеи социализма и пути достижения революции. Большую поддержку сторонники буржуазного направления видели в Петре І. Его видели императором-реформатором. Россия открывала для себя пути развития, как одна из стран Европы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: