Проблемы методологии науки в постпозитивизме

Философско-методологические проблемы науки заняли центральное место в постпозитивизме – течении философско-методологической мысли последней трети XX в. ("поздний" К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин и др.).

Исследователи выделяют следующие основные характеристики этого течения:

– ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний;

– активное обращение к истории науки как диалектическому процессу;

– переключение усилий с анализа формальной структуры "ставшего" научного знания на изучение его динамики, развития, его противоречий;

– отказ от жестких разграничений, в частности, от противопоставления эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания, попытки гибко сочетать их;

– представление общего механизма развития знания как единство эволюционных и революционных изменений (научные революции);

– анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки;

– резкое изменение отношения к философии, выявление ее роли как одного из важных факторов научного исследования;

– замена верификации фальсификацией, посредством которой устанавливается ложность гипотезы (теории) в результате ее эмпирической проверки.

Покажем проявление этих характеристик в исследованиях конкретных мыслителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: