Философско-методологические проблемы науки заняли центральное место в постпозитивизме – течении философско-методологической мысли последней трети XX в. ("поздний" К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин и др.).
Исследователи выделяют следующие основные характеристики этого течения:
– ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний;
– активное обращение к истории науки как диалектическому процессу;
– переключение усилий с анализа формальной структуры "ставшего" научного знания на изучение его динамики, развития, его противоречий;
– отказ от жестких разграничений, в частности, от противопоставления эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания, попытки гибко сочетать их;
– представление общего механизма развития знания как единство эволюционных и революционных изменений (научные революции);
– анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки;
– резкое изменение отношения к философии, выявление ее роли как одного из важных факторов научного исследования;
– замена верификации фальсификацией, посредством которой устанавливается ложность гипотезы (теории) в результате ее эмпирической проверки.
Покажем проявление этих характеристик в исследованиях конкретных мыслителей.