Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников

Индивидуа́льность совокуп характерных особ и свой-тв, отлич-их одного инд от д; своеобр психики и личности, уникальность(внеш вид, манера общен, способ,знан,интерес, привычк и др)

Личность- устойчивая совокуп свойств инд, характеризующая социал сущность. ЕЁ индивидуальнпсихичсво-ва: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.

Темперамент - характеристика динамических особенностей человека: интенсивности, скорости, темпа, ритма его психических процессов и состояний.

(ВНД)- врожден.особ-ть.

Физиологичосн Т. -тип ВНД,который определяется совокупосн свойств НС ним (сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения).

Динамичсв-ва психики -сразу после рождения(одни плачат, другие спок).

сангвиники – (спокойные) с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей – холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться.

холерик (возбудимый) – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Маленький ребёнок проявляет следующие эмоциональные реакции: не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорству. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими. пытаются руководить и взрослыми.

флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись -лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети- флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий.

меланхолики – отличаются повышеннойчуткостью,ранимостью. Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик - это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение.

Способности – индивидуальные особенности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а так же успешность выполнения различных видов деятельности.

Характер- устойчивые способы поведения человека, приобретённые в процессе взаимодействия. со средой(продукт восп и личн опыта).

Самосознание процесс осознания своей личности, своего «Я», как физич, духов и обществ существа.

Самооценка - представлчлка о важности своей личной деятел среди др и оценивание себя и собств качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Интерес -целенаправлотнош к какому-либо объекту его потребности.

Под индивидуальным профилем асимметрии присущее только кажд данному субъекту сочет мотор, сенсор, психичасимметр — симметр.(правое полушобр, левое- заковое).

· 58.Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей

· В.Н. Андреенкова, И.С.Кон, А.В. Мудрик, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Н.Смелзер. Семья выступает первичной формой социализации (передача сист. ценност и норм, включ в соцсреду).

· Детско-родит отнош-ия (стиль воспитания) систразнообр чувств к реб, поведенч стереотипов, практиктикуемых в общ с ним, особе-ти восприятия и понимание характера и личности реб, его поступков.(Варга, Столин,К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко).

· Параметры д-р отнош: характер эмоцион связи: принятие реб,привязанность, мотивы восп и родительства; степень вовлечен родителя и ребенка в отнош, удовлетв потребностей реб; стиль общения и взаимодействия с реб,способ разрешения проблемных и конфлик-х ситуаций; соц контроль, степень устойчивости и последовательности восп.

· Особенности проявлений родит любви:

· 1. Безусловное эмоц принятие ребенка (любовь и привязанность "несмотря ни на что").

· 2.Условное эмоц принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка).

· 3.Амбивалентное эмоцотнош(сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).

· 4. Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия).

· Скрытое эмоц отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку). Открытое эмоциональное отвержение ребенка. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер типы д-р отн:

· 1)гипопротекция (гипоопека отсутствием необх заботы о ребенке;

· 2) доминирующая гиперпротекция-окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, блокирующей его самост-ть и инициативу;

· 3) эмоц отвержение неприятиереб во всех его проявлениях-открытое«Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

· Типологии Рихтера — Спиваковской.

· 1 .Внешне «спокойная семья» длительно и сильно подавляемые негатив.чувства друг к другу, отсюда приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Реб чувствует свою беспомощность, опасность, но не понимает ее источника, пост.напряженность, тревога.

· 2.«Вулканическая» семья: отношения изменчивы и открыты (м/ду супругами! ссоры) У реб-эмоц перегрузки., нет чувства стабильности, постоянства,страх перед будущим, недоверие ко всему.

· 3. Семья — «санаторий» - Один из супругов, эмоц реакции кот выражаются в повыш тревожности перед окруж миром, треб любви и заботы, создает барьер новому опыту. У реб-эмоционал зависим, рано нач делать домашнюю работу, перегрузки, фиксацвним на возможн опасностях.

· 4. Семья-«крепость»: в основе представл об угрозе, агрессивности и жестокости окр мира-вывод негатив эмоций пределы семьи, усиление чувства «мы», доминирование одного из родит, жесткая регламентация. (повышнеуверенреб в себе, безынициативности, иногда реакции протеста).

· 5. Семья-«театр»: один из супругов испытывает острую потребн в признании, постоянном внимании (невыполн желания), отношение к реб, связанное со стремл скрыть его недостатки-ослабление самоконтроля, эгоистическую направленность.

· 6. Семья «третий лишний». необходимость принимать на себя родит роли бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью, стиль отношений с реб по типу скрытого неприятия, внушают реб чувство неполноценности, без конца фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, отсюда неуверенность в себе, безынициативности, фиксации на слабостях.

· 7. «Семья с кумиром» воспреб— единственное, что скрепляет супружеские отношения.Ребвосп-ся в условиях всеобщего восхищения и умиления отсюда несамостоят, низкая активность, ослабл побуждений.

· 8.Семья-«маскарад». ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок-внутренний конфликт и постоянную неудовлетворенность собой и окружающими.

· Д. Баумринд (стили семейного воспитания)

· Авторитарный стиль - решения принимают родители, огранич самостоятельность реб, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, жестким контролем, запретами, физич наказаниями-у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием.

· Демократический стиль -родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.требуют от детей осмысленного повед и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам, включены в обсуждение семейных проблем. При этом род проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.в коллективе, такая личность стремится в любых видах деятельности занимать лидерские позиции, будет уверенной в себе.

· Попустительский стиль реб должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Личность растет несамостоятельной, нерешительной, часто в коллективах такую личность игнорируют, не замечают.

·

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: