Охарактеризуйте особенности культуры европейского средневековья: религиозно-церковной, народной, светской, рыцарской

Религиозно-церковная: учение отцов церкви призвано обратить культурное наследие античности на объяснение и утверждение новых, христианских ценностей, на создание универсальной системы мировосприятия. Идея равенства. Принцип обязанности всех трудиться. Была наиболее развитой, доминирующей. Она широко представлена в памятниках и письменных источниках. В соответствии с христианским миросозерцанием средневекового общества мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей. Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Идеальным типом человека, героем средневековой христианской культуры был аскет. Искусство Средних веков изначально канонично и полностью подчинено христианской религии. Иконопись стала единственным средством выражением новых идеалов человека. Религиозная культура оставила после себя выдающиеся памятники архитектуры – церкви и соборы романского и готического стилей.

Народная: антипод религиозно-церковной, официальной. Праздничный, карнавальный смех, полнота и безудержность проявлений плоти, грубая материальность и телесность – то, что было свойственно и отражало нравы крестьян. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает их равными.

Рыцарская: компонент светской культуры. Одной из основных идей средневековой европейской культуры стал образ рыцаря как воина-защитника: сначала – просто защитника слабых и обездоленных от вполне реального внешнего врага - викинга, араба или венгра, а затем — как охранителя христианского мира в целом. Поэтому образ рыцаря воспринимался как образ человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. Социоисторический интерьер бытования рыцарской культуры в западноевропейском обществе можно охарактеризовать как особо благоприятствовавший проявлению автономии личности. Само феодальное общество Европы, начиная уже с XII в. было охвачено интересом к рыцарским поэмам и сирвентам. В результате игровой аспект рыцарской культуры Средневековья открылся во всем своем блеске. Подражая друг другу, правители Англии и Франции организовывали при своих дворах рыцарские ордена Подвязки и Золотого руна.

Таким образом, благочестие с одной стороны и воинственность с другой - вот два противоположных по своей сути, но в действительности взаимно уравновешенных и дополняющих друг друга полюса феодальной рыцарской культуры, субстанцию которых впервые стало выражать искусство зрелого Средневековья, начиная уже с XII века. Куртуазная любовь, поднявшись как протест средневековых людей против засилья морали церкви, смогла найти своеобразное равновесие души и тела, влечение пола и чувства, сердца и ума человека.

Ближе к «осени Средневековья» ситуация постепенно меняется. В этот период на первый план все больше выступает стремление рыцаря к обогащению, рационализируется материальная значимость богатства, тогда как идея воинского и христианского служения теряет свою первостепенную ценность. В результате происходящей смены культурной парадигмы оборонный замок преобразуется в изящный дворец, а рыцарь - в придворного щеголя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: