Скульптура и архитектура

С 7 века вместе с распространением индуизма началась новая эпоха индийского пещерного строительства, которая проходила под знаком прославления богов индуизма, используя для этого иные, чем прежде, выразительные приемы. Крупнейшие индийские пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта, начавшие возводиться в 7 - 8 веках и продолжавшие сооружаться вплоть до 13 века, далеко отошли от своих древних буддийских прообразов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды. Мощь и размах повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Уже ранние, относящиеся к 7 веку храмы Эллоры, расположенные неподалеку от пещер Аджанты, отличались большей сложностью форм, громадностью внутренних дворов.

Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Эллоре небывалого совершенства. Скульптура заполняла все внутреннее пространство, храмов, составляя неразрывное целое с их стенами. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворяли божества Вишну и Шиву, мастера придавали имфантастический облик многоголовых многоруких существ. Особенно популярным стало изображение многорукого, Шивы - царя танцев, мощными ритмами своих движений осуществляющего круговращение Вселенной.

Новые черты времени с особой наглядностью проявились и в,монументальной фигуре трехликого Шивы, составляющего композицию пещерного храма на острове Элефанта. Величественный бюст трехликого божества, одновременно олицетворяющего силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Поражает огромность масштабов этой статуи. Высота одних только голов достигает шести метров, тогда как грандиозность, будто скрытого в камне туловища может только домысливаться воображением зрителей. Ощущение сверхчеловеческого могущества отличает образ Шивы из храма на острове Элефанта от исполненных радостного приятия жизни или задумчивой нежности образа древних богов, соразмерных людям своими масштабами.

Несмотря на повсеместное развитие пещерного зодчества, оно все же не могло полностью удовлетворить потребностей индуизма в повествовательных видах искусства, гласящих о подвигах легендарных героев и титанических деяниях богов. Одновременно с пещерными храмами в 7-8 веках начинают воздвигаться и наземные культовые сооружения, широко открытые для обозрения. В них можно увидеть еще больше новых характерных для средневековья особенностей. Основная масса скальных и наземных храмов в 7 веке была сосредоточена в южных районах Индии. Таковы выросшие в городе Махабалипураме на морском побережье близ Мадраса в период расцвета государства Паллавов пять небольших сооружений - ратх. Высеченные целиком из огромных валунов вместе с дополняющими их статуями, они образовали совершенно новый тип ансамбля. В этих «моделях» домов все внимание уделялось внешней отделке фасадов с пилястрами, нишами, колоннами, портиками. Внутреннее пространство было незначительным или отсутствовало вовсе. Каждая из ратх была названа именем божества или легендарного героя эпоса «Махабхарата» и имела свой неповторимый облик.

Особенно чувство единения с природой проявилось в огромном скальном рельефе Махабалипурама. Посвященный мифу о нисхождении священной реки Ганга на землю к людям, этот рельеф предназначался для увековечивания места храмовых торжеств и сезонных празднеств. Сюжетом для скальной композиции послужила легенда о том, как люди испрашивали у богов воды, столь драгоценной в жарком климате страны. Но гневный Шива, заключивший непокорные воды в волосы, только спустя долгое время снизошел к мольбам и выпустил благодатные потоки на землю.

В 8 веке окончательно завершился в архитектуре и скульптуре переход образов древнего искусства к образам средневековья. Примером может служить классический памятник раннего индийского средневековья - храм Кайласанатха в Эллоре /храм владыки горы Кайласа в Эллоре - вершины мира, места легендарного обитания бога Шивы/. По своим архитектурным формам храм Кайласанатха приближается к ступенчатым ратхам Махабалипурама. Невероятные усилия, вложенные в сооружение этого монумента, уже в те времена осознавались как нечто чудодейственное. И поныне у многих возникает вопрос, как можно было без сложных механизмов высечь из цельной каменной глыбы такой огромный монумент. Процесс этот, однако, имел давние разработанные традиции. Вырубание храма начиналось сверху. Увенчанное ребристым куполом здание рождалось под руками мастеров постепенно, словно высвобождаясь от каменной шелухи, очищаясь от всего лишнего, подобно статуе. Завершающий нижнюю часть главного храма огромный восьмиметровый цоколь был опоясан горельефными трехметровыми фигурами священных львов и слонов, как бы принявших на себя всю тяжесть вершины мира. Необычайное богатство выразительных средств, виртуозное мастерство обработки камня отличают Кайласанатху, создание которой завершило собой последний взлет скального зодчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: