Общая психология – наука, изучающая общие закономерности, методы, теоретические принципы, основные теоретические понятия, используемые во всех психологических науках. Общая психология изучает психологические процессы, состояния, свойства или особенности личности.
В её задачи входит разработка проблем, методология и история психологии, теории и методы исследования общих законов возникновения, развития и существования психологических явлений.
Основными принципами отечественной и общей психологии являются:
1. Принцип детерминизма
2. Принцип единства сознания и деятельности
3. Принцип развития психики человека в деятельности.
1.Принцип детерминизма означает, что психика определенным образом жизни изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяет естественный отбор как биологическим законом. Происхождение и развитие человеческой психики определяется законами развития материальных средств социальной жизни. Человеческое сознание носит общественно- исторический характер.
|
|
2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны, но и не тождественны. В сознании образуется внутренний план действия. Сознанием образуется динамические модели действительности, при помощи которых образуются ориентации человека в окружающей среде.
3.Принцип развития психики человека в деятельности позволяет психологам, изучая поведение людей, выяснить те внутренние психологические механизмы, обеспечивают успешное достижение цели деятельности. Этот принцип означает. Что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и реализация деятельности.
Принципы психологии были сформулированы в трудах Блонского, Выготского, Леонтьева, Рубенштейна и т. д.
В психологии существует 2 основных метода исследования.
· Наблюдение
· Эксперимент
Наблюдение в психологии предполагает не только полное и точное описание наблюдаемых явлений, но и их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.
Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком или за отдельным работником, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в различных условиях, например в трудовом коллективе, группе детского сада или в школьном.
|
|
Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет и существенные недостатки. Так, наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут возникнуть именно те ситуации, которые наиболее интересуют исследователя. Другим недостатком метода наблюдения является его значимая трудоемкость.
Наблюдения бывают нескольких видов:
• стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой);
• свободное (не имеющее заранее установленных рамок);
• включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение);
• невключенное (внешнее наблюдение: исследователь наблюдает за деятельностью, которую он изучает);
• скрытое (незаметное для испытуемого наблюдение со стороны, примером может служить телепередача «Скрытая камера»);
• внутреннее (самонаблюдение, интроспекция — наблюдение за своими мыслями и
чувствами).
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент основан на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена, научно объяснить происходящее явления и его развитие. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.
Эксперимент может быть:
• лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;
• естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях;
• констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления;
• формирующим, в процессе этого эксперимента развиваются определенные качества испытуемых.
Вспомогательные методы психолог. исследований:
· Тест ( тест-опросник, тест-задание, проективные тесты).
· Опрос (анкетирование (отрытые, закрытые, полузакрытые), устный опрос, беседа, интервью)