Психология в системе образования. Методы психологии и их использование при изучении личности и деятельности младшего школьника

Общая психология – наука, изучающая общие закономерности, методы, теоретические принципы, основные теоретические понятия, используемые во всех психологических науках. Общая психология изучает психологические процессы, состояния, свойства или особенности личности.

В её задачи входит разработка проблем, методология и история психологии, теории и методы исследования общих законов возникновения, развития и существования психологических явлений.

Основными принципами отечественной и общей психологии являются:

1. Принцип детерминизма

2. Принцип единства сознания и деятельности

3. Принцип развития психики человека в деятельности.

1.Принцип детерминизма означает, что психика определенным образом жизни изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяет естественный отбор как биологическим законом. Происхождение и развитие человеческой психики определяется законами развития материальных средств социальной жизни. Человеческое сознание носит общественно- исторический характер.

2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны, но и не тождественны. В сознании образуется внутренний план действия. Сознанием образуется динамические модели действительности, при помощи которых образуются ориентации человека в окружающей среде.

3.Принцип развития психики человека в деятельности позволяет психологам, изучая поведение людей, выяснить те внутренние психологические механизмы, обеспечивают успешное достижение цели деятельности. Этот принцип означает. Что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и реализация деятельности.

Принципы психологии были сформулированы в трудах Блонского, Выготского, Леонтьева, Рубенштейна и т. д.

В психологии существует 2 основных метода исследования.

· Наблюдение

· Эксперимент

Наблюдение в психологии предполагает не только полное и точное описание наблюдаемых явлений, но и их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологи­ческого наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологи­ческой интерпретации качества.

Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного по­ведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за од­ним человеком или за отдельным работником, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в различных условиях, например в трудовом коллективе, группе детского сада или в школьном.

Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет и существенные недостатки. Так, наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут возникнуть именно те ситуации, которые наиболее интересуют исследователя. Другим недостатком метода наблюдения является его значимая трудоемкость.

Наблюдения бывают нескольких видов:

стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой);

свободное (не имеющее заранее установленных рамок);

включенное (исследователь становится непосредственным участ­ником того процесса, за которым ведет наблюдение);

невключенное (внешнее наблюдение: исследователь наблюда­ет за деятельностью, которую он изучает);

скрытое (незаметное для испытуемого наблюдение со сто­роны, примером может служить телепередача «Скрытая камера»);

внутреннее (самонаблюдение, интроспекция — наблюдение за своими мыслями и

чувствами).

Эксперимент метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент основан на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценива­ется лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого фе­номена, научно объяснить происходящее явления и его развитие. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наб­людения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Эксперимент может быть:

• лабораторным, когда он протекает в специально организован­ных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;

• естественным, когда изучение осуществляется в естествен­ных условиях;

• констатирующим, когда изучаются лишь необходимые пси­хологические явления;

• формирующим, в процессе этого эксперимента развиваются определенные качества испытуемых.

Вспомогательные методы психолог. исследований:

· Тест ( тест-опросник, тест-задание, проективные тесты).

· Опрос (анкетирование (отрытые, закрытые, полузакрытые), устный опрос, беседа, интервью)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: