Мотивы учебной деятельности младшего школьника и их развитие

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приносит для ребенка различный смысл. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятель, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учит с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. А. Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельности. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотив, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы:

1. одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способствуют усвоения знаний:

2. другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения.

Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвал учителя или родителей, избежать неприятностей) и пре мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).

Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.

Отношение младших школьников к учению определяется и другой группой мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это - познавательные интересы, стремление преодолевать труд в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня по потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учеб. процесса - с другой.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учений, лежит познавательная потребность. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлений и потребности активности и начинает проявляться радость, в первые дни жизни ребенка.

Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних детей она выражена очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей она больше связана с практической актив. У первых наблюдаются обилие вопросов «Почему?» и «Что такое?», страсть упражняться в сравнении, обобщенна.

Вторые не привыкли думать, проявляют отрицательное отношение к умственной работе. Тем самым можно говорить о различном уровне познавательного отношения ребенка к действиям.

До систематического учения в школе содержанием познавательной потребности являются житейские, а не научные знания, но, тем не менее, это создает предпосылки для усвоения научных знаний.

Для развития положительной учебной мотивации есть благоприятные предпосылки, к которым относят:

· любознательность;

· положительное отношение к учению как к социально-значимой деятельности.

Общая динамика мотивов учения в течение обучения в начальной школе выстраивается, по мнению А.К. Марковой, следующим образом:

1. Интерес к внешней стороне учения.

2. Интерес к первым результатам.

3. Интерес к процессу, содержанию учения.

4. Интерес к способам добывания знаний.

Как видно, интерес к способам добывания знаний появляется к концу обучения в начальной школе.

Учебная мотивация младших школьников меняется как количественно (что выражается в силе и слабости мотивов учения), так и качественно (что выражается в наличии и преимуществе внешних и внутренних мотивов учения). Особое значение имеет качественная характеристика мотивов учения, а именно: положительные и отрицательные мотивы. К внешним положительным мотивам относят мотивы достижения и успеха, а к внешним отрицательным — мотивы избежания неудач, защиты.

В начальной школе особое место занимают широкие социальные мотивы, хотя они и не осознаются школьниками. Л.И. Божович считает, что социальные мотивы способны определить положительное отношение к учению даже без наличия познавательного интереса. Учебно-познавательные мотивы не имеют ведущей роли. Учащиеся младших классов склонны добросовестно выполнять все поручения учителя, однако при этом они перекладывают всю ответственность за свои ошибки на других людей.

Ответственность младшего школьника проявляется в соподчинении мотивов, когда ученик выбирает наиболее важные цели и задачи и подчиняет свои действия их выполнению и достижению.

На протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных.

Не менее важным является умение младшего школьника ставить цели. Говоря о начальной школе, уместнее будет иметь в виду не цель, а намерение. Намерение побуждает школьника действовать даже в тех случаях, когда нет интереса к материалу, или материал достаточно трудный. Возникновение намерения зависит от постановки целей учителем и, главное, принятие целей учениками. Управление целями учебной деятельности в начальной школе имеет свои особенности. Цель имеет значение для младшего школьника в том случае, если она строго ограничена по объему, и объем не очень велик.

Цель имеет разную побудительную силу. Чем больше объем намеченной работы, тем меньше побудительная сила.

Большое значение в формировании учебной мотивации младших школьников имеет отметка, к которой дети стремятся с целью подтверждения своего престижа. В отметке отражается не только уровень знания, но и общественное мнение об ученике, поэтому для младших школьников роль отметки достаточно велика.

Познавательные мотивы связаны с содержанием и процессом учебной деятельности. Развитие данных мотивов в начальной школе зависит от содержания и организации образовательного процесса, в основе которого лежит познавательная потребность. Исследователи (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина) считают, что у младших школьников преобладает эмоциональный, а не познавательный, интерес к учебной деятельности. При этом познавательный интерес может отсутствовать. В начальной школе характерна любовь к деятельности как предпосылка познавательного интереса. Другие ученые (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин) предлагают для формирования познавательного интереса создавать специфические условия, которые будут способствовать формированию внутренней мотивации.

Е.П. Ильин отмечает, что уже к концу начальной школы многие школьники могут корректировать учебную цель, если меняется общий смысл деятельности.

Методы диагностики мотивов учебной деятельности младшего школьника: беседа (методика М. Р. Гинзбурга (сюжетные картинки), опрос (опросник «Направленность на приобретение знаний»), анкетирование (анкета Н.Г. Лускановой), рисование на тему: «Что мне нравится в школе» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: