Стратегия и общая характеристика мер митигации

Митигация — это понятие, которое охватывает все действия предпринимаемые гос.стр-рами и населением до наступления ЧС, включая обеспечение готовности и долгосрочные меры по уменьшению риска.
В более широком смысле митигация подразумевает планир-е и реализацию мер по снижению риска, связ-го с прир., техноген., экологич. и биолого-соц.ЧС, а также процесс планир-я эффектив.реагирования на них при их возникновении.

Цель стратегии по митигации — снижение потерь при будущей ЧС. При этом главной целью является снижение числа жертв и пострадавших людей, а второстепенной — снижение ущерба и экономич.потерь, нанесенных инфраструктуре, а также снижение потерь собств-ти населения в той степени, в к-ой они влияют на общество в целом. Одна из целей стратегии — вызвать у людей желание защитить себя по мере возм-ти. Особенно это касается экологических ЧС, так как митигацией ЧС природного, техногенного биолого-социального характера занимаются государственные структуры по защите населения в более полном объеме.

Общими направлениями митигации явл:

- разработка концепции национальной безопасности;

-создание гос структур, решающих проблемы митигации защиты населения при возникновении ЧС ликвидации их последствий;

-рацион.размещение сил по тер-и страны с учетом природной,техногенной и экологической безопасности;

- создание и совершенствование правовой базы, обеспечивающей эффективную работу гос структур по защите населения и подготовке населения к действиям по предотвращению ЧС, выживанию в них или снижению возможных ущербов; проведение комплекса мероприй по предупреждению ЧС;

- планирование подготовки и реагирования на ЧС;

-подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;

-декларирование промышленной безопасности;

-лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

-страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

-проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС;

-гос.надзор и контроль по вопросам прир.техногенной экологической биолого- социальной безопасности.

Митигация —это сложный процесс решения как долгосроч., так и краткосроч.проблем подготовки к ЧС.

Первым шагом при выборе стратегии митигации является понимание природы опасности, с которой возможно столкновение в будущем. Для понимания каждой опасности необходимо осознание: причин, масштаба, интенсивности и вероятности, частоты возникновения, физических, химических и биологических механизмов разрушения, элементов и действий, наиболее подверженных разрушению, возможных эконом. и соц последствий катастрофы.


26.Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций. Управление рисками. Особенности расчета ущербов.

Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций

Масштабы и тяжесть последствий таких ситуаций можно определить только после их оценки.

Оценку ЧС можно проводить как до появления ее источников, так и после их появления. Во втором случае оценка будет более точная, в то время как в первом случае оценка носит вероятностный характер. Если оценка последствий ЧС проводится до их появления, то результаты используются для принятия мер по предупреждению ЧС. Если оценка последствий ЧС проводится после появления ее источников, то результаты оценки используются для определения мероприятий, сил и средств, которые необходимы для ликвидации последствий. Обобщенная оценка годится для всех ЧС, так как обычно определяются обобщенные показатели. Но конкретную оценку проводят по частным методикам, с помощью которых определяют специфические параметры и последствия. Во всех случаях для проведения оценки должны быть известны: необходимые исходные данные; критерии оценки; величины и параметры, которые необходимо определить. При обобщенной оценке обычно определяют: величину социального риска; величину экономического риска; величину экологического риска; экономический ущерб различным отраслям народного хозяйства; социальный ущерб, в частности касающийся жизни и здоровья человека; ущерб природной среде.

Оценка риска. Риск – вероятность реализации негативного воздействия на жизнь и здоровье человека, на работу хозяйственного объекта и экологической системы.

Вероятность возникновения ЧС различного характера оценивают по различным методикам, но общим для всех методик является сравнение полученных результатов с принятыми критериями. Выбор критериев – одна из важных проблем оценки риска. В качестве критериев риска могут быть приняты: величина допустимого риска; величина приемлемого риска; величина недопустимого риска.

Вероятность возникновения ЧС применительно к техническим объектам и технологиям оценивают на основе статистических данных или теоретических исследований. При использовании статистических данных величину риска определяют по формуле: R = (Nчс/N0)£ Rдоп, где R – риск; Nчс – число чрезвычайных событий в год; N0 – общее число событий в год; Rдоп – допустимый риск. При этом качестве допустимого риска может быть выбран один из трех ранее названных. Чаще всего используется приемлемый риск, хотя в ряде случаев могут быть применены и другие. Для ряда ист-ков невозможно достичь уровня нулевой опас-ти. Поэтому при наличии ист-ков, к-ые не позволяют достичь уровня нулевой опас-ти, следует применять вариант решения с оптимизацией риска. Для вып-я условий безоп-ти может потреб-ся внесение изменений в след.комп-ты, управляющие риском: конструкторские решения; аварийные методики; учеб., тренировоч.программы, пр-мы по переподг-ке; рук-во по эксплуатации; норматив.док-ты; пр-мы по безоп-ти. Оценка риска, обусловленного наличием источника вредного действия, состоит из этапа оценки риска, сопровождаемого исследованиями, и этапа управления риском. На этапе оценки устанавливают, какие последствия вызывают разные дозы и в разных условиях в данной группе людей. На этапе упр-я риском анализируют разные альтернативы и выбирают наиб.подходящие варианты возд-я, управляющие риском. С целью принятия окончательного решения рез-ты оценки риска рассм-ют с учетом инженерных, экономич., соц. и политич.аспектов.

Материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного (недополученный доход, товары, материальные ценности). Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства до и после наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Необходимо также располагать данными о степени поражения объекта. Она определяется исходя из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади либо числа пораженных элементов к общему числу.

Для определения числа жертв можно использовать следующее выражение:

П= SпорLс/Sобщ, где П- число жертв при внезапном взрыве; Lс— численность работающих в данной смене или на предприятии.

Ущерб и число жертв подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: