Важнейшей характеристикой персонала является его динамика. Персонал находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других сотрудников. Процесс обновления коллектива называется сменяемостью кадров. Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых: биологические (ухудшение здоровья), производственные (сокращение штатов), социальные (наступление пенсионного возраста), личные (семейные обстоятельства), государственные (призыв на военную службу). Однако в целом повышенный оборот кадров снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает от обязанностей высококвалифицированных специа-листов для помощи новым сотрудникам, нарушает морально-психологи-ческий климат в коллективе, вызывает экономические потери.
Движение персонала учитывается таким показателем, как оборот кадров, – это совокупность принятых на работу (зачисленных в списочный состав) и выбывших сотрудников по отношению к их среднесписочной численности. В статистике используются многочисленные абсолютные и относительные показатели оборота по приему и выбытию кадров.
|
|
Абсолютные показатели (характеризующие масштабы процессов):
Оборот по приему – число лиц, зачисленных на работу после окончания учебных заведений, в порядке перевода из других организаций, по направлению органов трудоустройства, по приглашению самой организации.
Оборот по выбытию – численность лиц, уволившихся из организации по собственному желанию, уволенных по инициативе администрации за нарушение трудовой дисциплины, в связи с окончанием срока контракта.
Относительные показатели (характеризующие интенсивность процессов):
Коэффициент приема кадров () – определяется отношением количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднесписочной численности персонала за этот же период:
где – число принятых работников;
– среднесписочная численность работников.
Коэффициент выбытия кадров () – определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период времени, к среднесписочной численности персонала за этот же период:
где – численность уволенных работников.
Коэффициент текучести кадров () – определяется отношением численности работников, уволенных по собственному желанию или по инициативе администрации за данный период времени, к среднесписочной численности персонала за тот же период:
где – численность уволенных по собственному желанию и по инициативе администрации, т.е. по субъективным причинам.
|
|
Коэффициент стабильности кадров () – рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством:
где – численность работников, состоящих в списках организации за весь период.
Движение кадров отражается в балансе по труду, который содержит данные о численности работников на начало и конец периода, числе поступивших и выбывших за период (квартал, год) по специальностям, профессиям, категориям, источникам прибытия и причинам ухода.
Наибольший практический интерес с позиции менеджмента представляет текучесть кадров, которая связана с субъективными причинами: увольнение по собственному желанию сотрудника, а также по инициативе администрации. Текучесть кадров в организации имеет как положительный, так и отрицательный аспект. С уходом, например, отдельных сотрудников улучшается, как правило, морально-психологический климат в организации, на вакантное место можно назначить лучшего во всех отношениях руководителя или специалиста. В случае, если хороший работник уходит в другую организацию, это позволяет не только не терять с ним трудового контакта, но и через него расширять деловые связи с другими организациями. Более того, хороший руководитель, специалист, проработав в вышестоящей структуре и выполняя круг более сложных должностных обязанностей, может быть снова приглашен в «материнскую» организацию, но на более высокую должность.
Отрицательные последствия более значительны, особенно с уходом руководящих, ключевых работников. Во-первых, организация будет иметь потери прибыли, если не удалось сразу найти соответствующую замену. Во-вторых, может снизиться качество работы, так как новичок не сразу входит в курс дела. Кроме того, организация будет нести определенные затраты, связанные с адаптацией нового работника. В-третьих, уход работника может повлечь утечкуконфиденциальной и стратегической информации. В-четвертых, возможно временное снижение уровня требовательности руководства к имеющимся работникам из-за боязни, что уход одного может спровоцировать увольнение других членов коллектива. Всё это влечет за собой также и повышение напряженности, ненужные обсуждения и слухи. В-пятых, увеличивается нагрузка на работников кадровой службы. Достаточно сказать, что на поиск одного реального кандидата (в зависимости от уровня должности) ими затрачивается от 10 до 25, а то и до 40 чел.-часов.
Какие же сегодня основные причины увольнений работников? Абсолютное большинство увольняющихся по собственному желанию уходят из-за нерегулярности выплаты заработной платы и ее низкого уровня при высокой интенсивности труда. Как правило, именно эти причины являются определяющими в принятии решения о необходимости поиска нового места работы.
Одновременно на принятие радикального решения оказывают влияние и другие факторы. По значимости они выстраиваются в такой последовательности:
– отсутствие перспектив должностного и профессионального роста, «перерастание» занимаемой должности;
– высокая интенсивность труда (в высокотехнологичных частных компаниях рабочий день неофициально продолжается до 19.00 – 20.00);
– человек не может «вписаться» в систему ценностей, традиций, сложившейся культуры организации, воспринять сложившуюся систему неофициальных взаимоотношений, взглядов;
– профнепригодность (идет процесс переквалификации, люди, особенно молодые, пробуют себя в других новых профессиях, на иных должностях – и не всегда успешно);
– производственные и межличностные конфликты (как правило, с руководством по принципиальным вопросам), которые не могут разрешиться позитивным способом;
– неудовлетворительные условия работы;
– желание попробовать себя в другой организации, «охота к перемене мест»;
|
|
– личные обстоятельства.
Контрольные вопросы
1 Что представляет собой нормативная, списочная и явочная численность персонала? Понятие среднесписочной численности персонала.
2 Назовите и охарактеризуйте основные категории персонала организации.
3 Как рассчитываются основные показатели, характеризующие динамику персонала?
ТЕМА 5 ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1 Понятие трудового потенциала работника и трудового
(кадрового) потенциала организации
Основной целью управления персоналом является использование с наибольшей эффективностью его потенциала для достижения целей организации. Различают понятия «трудовой потенциал работника» и «трудовой (кадровый) потенциал организации».
Как известно, процесс труда есть потребление рабочей силы. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении к труду и т.п., а отсюда и неодинаковым количеством труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. В данном случае говорят о различном потенциале одинаковых по численности групп работников.
Само слово potential переводится как нечто мощное, но скрытое. В самом общем виде потенциал характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели.
Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т.е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал – это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта. Трудовой потенциал работника рассматривается как совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности (таблица 3). Таким образом, трудовой потенциал работника – это его возможная трудовая дееспособность, ресурсные возможности в области труда. В ходе практической деятельности потенциальные возможности не всегда используются в полной мере.
|
|
Таблица 3 – Примеры характеристик трудового потенциала
Компоненты трудового потенциала | Объекты анализа и соответствующие им показатели: | ||
человек | предприятие | общество | |
Здоровье | Состояние здоровья (здоров, практически здоров, болен). Время отсутствия на работе из-за болезни. Работоспособность (число рабочих часов в неделю) | Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала | Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения. Затраты на здравоохранение. Коэффициент дециль-ности. Смертность по возрасту и полу |
Окончание таблицы 3 | |||
Компоненты трудового потенциала | Объекты анализа и соответствующие им показатели: | ||
человек | предприятие | общество | |
Нравственность | Отношение к окружаю-щим. Соблюдение норм общественной морали | Соблюдение внутрифирменной морали. Взаимоотноше-ния между сотрудниками. Потери от конфликтов | Отношение к инвалидам, детям, престарелым. Уровень преступности. Социальная напряженность. Войны и конфликты |
Творческий потенциал | Творческие способности. Уровень интеллекта. Наличие интеллектуаль-ных продуктов | Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений. Число новых изделий на одного работающего. Удельный вес технологических инноваций в объеме реализованной продукции | Доходы от продажи авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны. Темпы научно-технического прогресса. Удельный вес среднего класса |
Активность | Стремление к реализации способностей. Предприимчивость | ||
Организованность | Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, бережливость, обязательность, порядочность | Потери от наруше-ний дисциплины. Чистота. Исполнительность. Текучесть персонала. Уровень трудовой дисциплины | Качество гражданского и трудового законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение законов в государстве. Уровень преступности. Процент явки на выборы |
Образование (знания) | Количество лет учебы в школе и вузе (средний уровень образования). Наличие диплома специа-листа, удостоверений о квалификации рабочего | Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала | Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете. Число студентов на 10000 населения. Удельный вес лиц с высшим образованием |
Профессионализм (умения) | Уровень квалификации (должность, разряд, производственный опыт). Ученая степень или звание. Почетное звание | Качество труда. Потери от брака. Производственный травматизм. Средний разряд рабочих | Доходы от экспорта. Потери от аварий и катастроф. Качество продукции по мировым стандартам |
Ресурсы рабочего времени | Время занятости в течение года. Продолжительность рабочего дня. Свободное время гражданина | Количество работников. Количество часов работы в год одного сотрудника. Потери рабочего времени, чел.-дни | Трудоспособное население. Экономически активное население. Количество занятых. Уровень безработицы. Количество часов (дней) занятости за год |
Примечание – примеры взяты из учебника Б.М. Генкина «Экономика и социология труда» (М.: Норма, 2001. – 448 с.) и дополнены А.П. Егоршиным. |
Трудовой коллектив предприятия составляют занятые на нем работники. Следовательно, под трудовым потенциалом предприятия подразумеваются совокупная трудовая дееспособность его коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава предприятия исходя из возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков его работников.
Кадровый потенциал организации, конечно, зависит от потенциалов работников этой организации, но не является их суммой. Кадровый потенциал синтезирует то, что в литературе советского периода называли человеческим фактором (в западной – персоналом организации, ее структурой управления), а также характерными для данной организации формами управленческих отношений, или стилями управления. Иначе говоря, под кадровым потенциалом понимается уровень совместных возможностей персонала организации, в которых интегрируются:
– профессиональные возможности работников и руководителей;
– организационная культура;
– сложившийся в организации социально-психологический климат;
– преобладающий стиль управления.
Этим подчеркивается, что главное в организации – не потенциалы отдельных работников, а ее единый кадровый потенциал.