Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации.
Под управлением персоналом, или менеджментом персонала, понимается система видов деятельности (прежде всего, управленческой) как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления и его специализированных подразделений. Управление персоналом включает в себя следующие области функций:
– непосредственное руководство людьми (лидерство);
– расчетно-аналитическую работу с цифровым материалом (расчет потребности в персонале, определение его стоимости; анализ его состояния, составление штатного расписания), разработка требований к персоналу.
Главная цель управления персоналом – формирование, развитие и реализация с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации.
Управление персоналом как самостоятельная профессиональная область менеджмента в рамках новой концепции четко обозначилась в 1980-е годы ХХ в. Это та часть менеджмента, которая касается работающих сотрудников и их взаимоотношений в рамках предприятий в процессе труда. При этом принимаются во внимание благосостояние работников и их мотивирование как предоставлением такой работы, которая приносила бы им удовлетворение, так и предложением финансового и других видов вознаграждения за их добросовестный труд.
|
|
Проблемы в области работы с персоналом относятся к числу важнейших на современном этапе развития экономики большинства стран мира. Основными тенденциями, которые имеют наиболее общий характер, являются: формирование методов и процедур отбора кадров; научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале; замещение и выдвижение молодых и способных работников; повышение обоснованности и объективности в кадровых решениях.
Поэтому так важно изучение тенденций в мировой экономике, их влияния на процессы управления персоналом и отражения в практике крупных компаний, в построении систем управления. Многочисленные исследования и опросы в различных странах мира руководителей наиболее известных компаний позволяют сделать обобщение: эффективность любой организации зависит от трех важнейших условий:
– благоприятной деловой окружающей среды;
– оптимальной стратегии компании;
– качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов.
Глобальные изменения происходят в экономике:
1 Интернационализация экономики, технический прогресс, отраслевые сдвиги от сельского хозяйства к промышленности, а затем к услугам, развитие информационных технологий.
2 Усиление конкуренции и одновременно сотрудничества компаний.
|
|
3 Демографические сдвиги на рынке труда: избыток малоквалифицированной рабочей силы, старение населения.
4 Образовательные сдвиги: повышение общеобразовательного уровня и нежелание идти в рабочие.
Эти и другие глобальные изменения, структурные сдвиги привели в свою очередь к кардинальным изменениям в организационных структурах и практике управления на предприятиях. Наиболее важные и общие из них, по заключению Международной организации труда (МОТ), можно выразить так:
· организация и ее среда становятся всё более ориентированными на рынок, повышаются требования к сокращению издержек производства;
· организационная структура становится всё более «плоской», децентрализованной и фрагментарной. Крупные компании «распадаются» на ряд средних и мелких. Возрастает потребность в интеграции, которая обеспечивается общей корпоративной стратегией и усилением финансового контроля;
· «горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», иерархическое, что повышает в организации роль таких ценностей, как кооперация, инициатива, риск, независимость, предвидение;
· инновационность, творчество, долгосрочная ориентация становятся необходимыми компонентами практики управления;
· стиль управления, система ценностей и квалификационно-пове-денческие профили менеджеров меняются от бюрократических к предпринимательским;
· люди и их таланты – наиболее ценные ресурсы организации.
Управление человеческими ресурсами становится стратегической задачей организации. Как упоминалось выше, развитие человеческого потенциала превращается в статью инвестиций, а не затрат, как это было в традиционных, централизованных и бюрократических организациях. В связи с этим изменяются требования к руководителям, специалистам кадровых служб. Здесь особенно важны способность менеджера организовать работу коллектива, умение общаться с каждым сотрудником, находить в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека для оптимального решения стратегических и текущих задач.
Контрольные вопросы
1 Какие особенности человеческих ресурсов следует учитывать при управлении организацией?
2 Каким образом это сказывается на необходимости использовать различные методы и приемы управления людьми?
3 Чем объясняется приоритетность ориентации руководителя на сотрудников организации? Какова роль руководителя в управлении персоналом?
ТЕМА 4 ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ