Урок как целостная система

Урок - это целостный, логически завершенный, ограниченный во времени, регламентирован объему учебного материала основной элемент педагогического процесса, который обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельные ость группы учащихся определенного возраста и уровня подготовки, направленную на определенных заданием [23, 177 - 178]

В этом определении представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация и руководство, все дидактические элементы

Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы предполагает, таким образом, коллективно идивидуально взаимодействие учителя и учеников.

По определению М.И.Махмутова

урок - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, которая включает в себя содержание, формы, методы и средства обучения, и которая а систематически используется (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения [286,44]

Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае заключается в усвоении нового, целостного содержания, является частью более ш широкого содержания, в другом - в частичном усвоении материала, на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления.

В первом случае структура урока как целостной системы повторять структуру обучения как целостного процесса, во втором - лишь частично отразит целостный процесс обучения. Это означает, что особенности у урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого урока в целостной системе учебного процесса и вопрос о том, нужен организационный момент и какой он должен быть по содержанию м, всегда нужно опрос, обязательно давать домашнее задание, как лучше организовать коллективную и групповую работу, как учесть индивидуальные особенности учащихся и другие, с позиций анализа о процесса обучения не являются существенными Они имеют значение только при решении задач оптимальной организации обучения и вопрос о структуре и типы уроков.

Таким образом, урок, как целостная система, которая реализует образовательную, воспитательную и развивающую функцию обучения, является многогранным и многоплановым

Решая конкретные задачи на каждом отдельно взятом отрезке времени учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные только Ему в данный момент дидактические задачи.

Структурирование любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения цели - чего учитель хочет достичь, затем обеспечение средств - что поможет учителю в достижении цели а уже потом определение способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнут.

Что такое цель и задачи урока?

Напомним, что цель - это прогнозируемый, заранее запланированный результат деятельности, направленной на преобразование какого-то объекта

В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность ученика, а результатом - уровень осведомлённости, развития и воспитанности учащегося Поэтому цель урока определяется в соответствии с целями и задачами обучения и образования как системы более высокого порядка и не может предусматривать только передачу учащимся готовых знаний.

Цель урока в современной школе должна отмечаться конкретностью, четкостью, логичностью, определенностью средств достижения, трансформацией в конкретные дидактические задачи

Например, цель урока \"Теорема о трех перпендикулярах \"достаточно сложная для ее достижения необходимо продумать и решить три важнейшие дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения, навыки, непосредственно связанные с то мою урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действий; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового госстандарта познавательной деятельности

Дидактические задачи в целостной структуре урока является важнейшим и основным средством достижения цели и условием конструирования образа действий как учителя, так и ученика Иерархию дидактических задач урока можно представить в таком виде:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: