VI. Методические рекомендации студентам

В рамках курса «Философия» предусмотрены следующие виды самостоятельной подготовки студентов:

Работа на семинарах

Студенты должны показать систему философских знаний, уметь ориентироваться в истории философии, прослеживать единство в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов на человека. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развивать способность самостоятельного анализа и осмысления важных мировоззренческих проблем на основе учебной и теоретической литературы. Выступления на семинаре показывают умение студентов в устной форме четко и доказательно высказать свое мнение по проблеме. 7 задание плана семинаров выполняется по желанию студента для получения дополнительных баллов.

Конспект произведения русского философа

По личному выбору студент изучает какой-либо философский текст и делает подробный конспект, выделяя узловые проблемы, смысловые центры, спорные положения. В заключении высказывается собственное отношение к позиции философа.

Сводная таблица «Диалектика как общая теория развития».

На основе учебной и теоретической литературы студенты должны кратко систематизировать материал по следующим разделам:

Диалектика: исторические типы Категории диалектики Принципы диалектики Законы диалектики
       

Обязательно в конце таблицы должен быть сформулирован самостоятельный вывод о роли и месте диалектики в познании мира. Необходимо показать умение работать с источниками и тезисно излагать материал.

Сочинение «Проблема смысла жизни человека в философии».

Работа носит творческий характер. На основе теоретической, учебной литературы и произведений конкретных философов студенты должны в письменной форме дома изложить свои взгляды на проблему по следующему плану:

  1. Понятие «смысл жизни» в философии.
  2. Основные теоретические подходы к вопросу о смысле человеческого существования.
  3. Мое отношение к данной проблеме.

Объем сочинения ограничен 3-15 стр.

Доклад «Глобальные проблемы современности».

Задача студента дать письменный анализ одной из глобальных проблем современности. В ходе работы следует раскрыть следующие вопросы: какие проблемы относятся к разряду глобальных, почему указанная проблема является таковой, каковы пути решения этой проблемы. Объем доклада – 3-5 стр.

Реферат

Тема реферата выбирается по последней цифре номера зачетной книжки студента. Студент защищает содержание написанного им и проверенного преподавателем реферата в личном собеседовании. Реферат – письменная работа объемом не менее 0,5 п.л. (12 стр.) может быть представлен как:

1) краткое изложение содержания философского произведения конкретного мыслителя (например: «Этика» Б.Спинозы);

2) анализ трудов философа по определенной проблеме (например: Проблема свободы в творчестве Н.А.Бердяева);

3) краткий обзор философских исследований разных авторов по одной проблеме (например: Проблема свободы воли в немецкой классической философии).

Работа над рефератом включает следующие этапы:

- выбор и формулировка проблемы;

- составление плана исследования;

- поиск и подбор литературы;

- работа с источниками, систематизация материала;

- анализ собранного материала, разработка собственного видения проблемы;

- письменное оформление реферата.

Содержание реферата должно включать:

а) введение, где обосновывается актуальность избранной проблемы, степень теоретической разработанности ее (краткий анализ литературы по теме реферата), цель и задачи исследования, новизна собственного подхода;

б) основную часть, где раскрывается и логически обосновывается алгоритм решения проблемы, путем разложения ее на два-три конкретных вопроса (каждый из которых может иметь подвопросы);

в) заключение, где формулируются собственные выводы по теме исследования, даются теоретические и практические рекомендации.

В реферате студент должен раскрыть тему, самостоятельно и аргументировано исследовать проблему, показать навык работы с теоретическими источниками, выразить собственную позицию по обозначенной проблеме.

Оформление реферата:

Реферат может быть представлен в рукописной и печатной формах. На титульном листе сообщается, в каком институте и по какой кафедре проведено исследование, название реферата, автор (фамилия, имя, отчество, студенческая группа). Страницы текста должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, но он не нумеруется, на следующей проставляется цифра «2» и т.д.

На протяжении всего реферата необходимо сохранять единообразие в расположении текста, заголовков, примечаний, в применении сокращений. Все ссылки на источники, на конкретных авторов, особенно при прямом цитировании, обязательно оформляются сносками, либо постраничными, либо в приложении, либо отправляющими к списку литературы. На всем протяжении реферата следует придерживаться какого-либо одного способа оформления сносок.

В конце реферата помещается библиография. Она представляет список использованной для написания реферата литературы. Объем литературы не ограничен, но должен включать не менее 5-10 теоретических источников по проблеме. Оформление литературы и сносок должно отвечать библиографическим правилам. Небрежно оформленные, содержащие грамматические ошибки, не отвечающие рекомендациям по содержанию и оформлению рефераты, могут быть возвращены студенту для доработки.

Зачет

Зачет по курсу «Философия» проводится в форме устного собеседования по одному из предложенных вопросов (см. вопросы к зачету). Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но и раскрыть содержание концепций и философских систем. Зачет может быть проведен в форме тестирования (4 варианта по 40 вопросов). Тест носит закрытый характер. Студенты должны из предложенных вариантов ответа выбрать один правильный. Для получения оценки «зачтено» необходимо правильно ответить не менее чем на 20 вопросов.

Экзамен

Проводится в устной форме по билетам. В билете содержится 2 вопроса, отражающих содержание основных разделов философского знания. Студенты должны показать знание предмета философии, иметь представление об основных принципах философствования, методологических подходах к познанию мира, на основе философских концепций раскрыть проблемы сущности и смысла жизни человека, взаимосвязи природы и общества, ценностей, свободы человека, противоречий развития современной техногенной цивилизации, будущего человечества и т.п. Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Студент должен не только назвать философские направления и перечислить имена философов, но раскрыть содержание концепций и философских систем. Итоговая оценка на экзамене может включать в себя призовые баллы за активную работу на семинарах, выполнение дополнительных домашних письменный заданий. Возможно проведение экзамена в письменной форме (тест). Критерии оценок: «отлично» - 40-39 правильных ответов; «хорошо» - 38-30; «удовлетворительно» - 29-20; «неудовлетворительно» - 19-1.

IX. Основная литература

1. Бучило Н.Р., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – 4-е изд. – СПб., 2004.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2001.

3. Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М., 2002.

5. Философия: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. В.П.Кохановского. – 6-е изд. – Ростов –на - Дону, 2003.

Дополнительная литература

1.Бессонов Б.Н. Философия: курс лекций. – М., 2002.

2. Горелов А.А. Философия: Учебное пособие. – М., 2001.

3. Коплстон Ф. История философии: Древняя Греция и Древний Рим. – Т.2. М., 2003.

4. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова и Д.В.Бугая. – М., 2005.

5. Основы современной философии: Учебник для вузов/Отв. ред. М.Н.Росенко. – 3-е изд., СПб., 2001.

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М., 2000.

7. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для вузов. – М., 2002.

8. Титов В.Р. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003.

9. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов/Под общ. ред. В.Л.Калашникова. – 2-е изд. – М., 2003.

10. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

11. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2002.

12. История русской философии/Ред. А.И.Абрамов и др. – М., 2001.

13. Философия: Прошлое и настоящее/Под ред. А.М.Руткевича. – М., 2003.

14. Философское учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для вузов/Отв. ред. В.Г.Кузнецов. – М., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: