Тема 3. Ценности в жизни человека и общества

Вопросы и задания:

1. Личность как единство индивидуального и социального.

2. Социализация личности.

3. Проблема свободы личности в философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

4. Ценности: понятие, структура, функции.

5. Аксиология: ее предмет. Система ценностей человека и общества: структура и типология.

6. Проблема смысла жизни человека.

7. Напишите сочинение по одной из экзистенциональных проблем бытия человека.

Литература

1. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: Учебное пособие для изучающих философию. – М., 2001.

2. Гуревич П.С. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2001.

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

5. Моторина Л.Е. Философская антропология. – М., 2003.

6. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для вузов/ Под ред. В.Г.Кузнецова и др. – М., 2003.

Изложение темы начните с анализа понятий "индивид", "личность", "индивидуальность", отражающих рассмотрение человека в разных аспектах. Далее следует уяснить, что личность как социальный аспект человека представляет собой не только продукт общественного развития, но и субъект общественных отношений, что не только общество способствует развитию личности, но и развитие личности влияет на раз­витие общества. Обратите внимание на то, что личность не может сформи­роваться вне общения и деятельности. В личностных характеристиках от­ражается диалектика личных и общественных интересов, что, в свою оче­редь, предопределяет социальные роли и статус личности.

Выделите основные подсистемы в структуре личности /биологическую, психологическую, подсистему социального опыта и подструктуру направ­ленности личности/. Раскройте диалектическое единство личности как об­щего /социально-типического/, особенного /классового, национального/ и отдельного /индивидуального/.

Покажите, что социализация - это процесс включения индивида в жизнь общества. Подчеркните, что это двусторонний процесс, охватывающий как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, так и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Выделите основные этапы, формы социализации, основные факторы, влияющие на формирование личности. Отметьте, что поскольку личность - это человек, сформировавшийся в определенных исторических условиях, то в этом смысле можно говорить об исторических типах личности, отражаю­щих черты определенных социальных групп, характерных именно для данно­го общества. Социальные группы /коллектив, семья, группы по интересам и т.п./ составляют микросреду личности и играют решающую роль в ее формировании. Принадлежность к профессиональным и региональным группам, этническим и социальным общностям также способствует формированию типических черт личности. Покажите значение индивидуального жизненного опыта. Охарактеризуйте основные типы личностей.

Выявите различные трактовки понятия «свобода» в философии, в частности, свобода как сущностная характеристика чело­века. Разграничьте понятия "внешней" и "внутренней" свободы", свободы "материальной" и "духовной". Охарактеризуйте важнейшее условие свободы - реально существующий уровень возможностей, который представляет общество личности. Свобода личности должна быть рассмотрена с точки зрения использования личностью представленных обществом возмож­ностей для ее развития. Определите также, как влияет на свободу лич­ности уровень духовного развития самого человека. В заключение проана­лизируйте, как соотносится свобода с понятиями "необходимость" и "от­ветственность".

Раскройте различные философские трактовки по­нятия "ценность". Покажите двойственную природу ценностей как единства значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Раскройте сложную многоуровневую структуру ценностей. Отметьте, что ценности проявляются только в субъектно-объектных отношениях. Далее следует раскрыть сущность таких понятий, как "ценностные установки", "ценностные ориентации". Выделите иерархию ценностей по различным критериям /например, по носителям, по субъектам, по направленности и т.п./.

Охарактеризуйте основные типы ценностей: материальные и духовные, нравственные, эстетические, религиозные.

Объясните, какую роль играют системы ценностей в жизни отдельного человека и общества в целом.

Обоснуйте, почему в философии XX века такое значение приобрела аксиология - раздел философии, изучающий природу ценностей, исследующий общезначимые принципы, определяющие направленность челове­ческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Подчеркните, что разные философские учения по-разному отвечают на вопрос о смысле человеческого существо­вания. Раскройте содержание основных философских подходов к решению этой сложной проблемы:

- смысл жизни в самой жизни, он изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях;

- смысл жизни за пределами жизни, в жизни после смерти;

- смысл жизни в слиянии с природой /в жизни и после нее/;

- смысл жизни создается самим субъектом;

- вопрос о смысле человеческого существования неправомерен, ответа на него нет и быть не может.

Сопоставьте соотношения понятий "смысл жизни" и "цели жизни". В заключение сравните особенности обыденной, религиозной и философской трактовок смысла жизни человека. Покажите мировоззренческую ценность решения проблемы смысла человеческого существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: