О классификации сложных и множественных нарушений развития у детей
Существует не менее 20 видов сложного дефекта. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например, сочетания нарушений зрения и слуха (слепоглухота), зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, зрения и движений.
По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей можно разделить:
1) на тотально или практических слепоглухих;
2) на слепых слабослышащих;
3) на слабовидящих глухих;
4) на слабовидящих слабослышащих.
Среди детей с таким сложным дефектом как нарушение зрения и речи, можно выделить: 1) слепых алаликов; 2) слабовидящих алаликов; 3) слепых детей с ОНР и т.д.
Детей с нарушением зрения и движений можно разделить на:
1) не передвигающихся самостоятельно слепых детей;
2) слепых с остаточными явлениями ДЦП.
Глухих умственно отсталых детей можно разделить на:
1) глухих с выраженной умственной отсталостью;
2) глухих с легким отставанием в умственном развитии и т.д.
По времени наступления нарушений можно выделить детей с одновременно и разновременно наступившими сложными нарушениями. По возрасту детей, в котором проявилось сложное нарушение, их можно разделить на три группы: дети с врожденным или рано приобретенным дефектом; дети, у которых проявилось нарушение в младшем возрасте; дети с нарушением, приобретенным в старшем дошкольном возрасте.
Можно выделить основные категории детей: дети с сохранными потенциальными возможностями развития и умственно отсталые дети. Дети, способные к самостоятельной активной осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянной заботе и полном обслуживании со стороны окружающих.
Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и