Этапа инкультурации

1 этап детства. связан освоением языка норм и ценностей культуры но ребенок ограничен в правах выбора или оценки этих норм их впитывает управляемый взрослыми через систему наказаний и поощрений.

2 этап зрелость

Вхождение в культуру не заканчивается с достижениями совершеннолетия но инкультурация у взрослых носит прерывистый характер и касается отдельных фрагментов культуры.

Трансмиссия- механизм с помощью кот. этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членом прежде всего детям.

Сущность процесса социализации личности младшего школьника. Воспитание и социализация, их взаимосвязь. Разнообразие форм социально-педагогической работы в начальной школе.

Социализация – как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни соц.норм, культурных ценностей того об-ва, к кот.он принадлежит. В отеч.науке большой вклад в раскрытии проблемы социализации внес И.С.Кон. С его т.з. Социлиз шире, чем воспитание, т.к. воспитание это система направленных воздействий с помощью кот.индивиду пытаются привить желаемые черты, а социализация это спонтанные влияния, посредством кот.индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом об-ва. В пед науке проблему С.разрабатывает А.В.Мудрик. Он отмечает «С.происходит в усл.стихийного взаимодействия чел.с окр.средой, а так же в процессе относитьельно целесообразного и соц. Контролируемого воспитания (семейного, религиозн.,соц-го)»

Содержание процесса С. Определяется тем, что любое об-во заинтресовано в том, чтобы его члены успешно овладели: 1) полоролевой С. 2)Профессональной 3) Семейной 4) политической. ЧВсе это хар-ет чел.как объекта С. Человек не только объект, но и субъект. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности,саморазвивается и самореализуется в обществе. Становление личности это сложный процесс, вкл.в себя 4 уровня: 1) биологический, 2) психологический, 3) социальный, 4) мировоззренческого становления чел.

Коллектив и его роль в воспитании личности (исторический аспект). Понятие коллектива, его основные признаки. Типы детских коллективов, их взаимосвязь. Воспитательная работа с коллективом детей. Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребенка.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта, которая специально планируется и направляется педагогами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других становится в силу определенных условий (классного коллектива). Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности. Коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Основные характерные признаки коллектива: - Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; - систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; - соответствующая организация совместной деятельности; - систематическая практическая связь детского коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

- атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; - развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по Макаренко, укрепляет коллектив.

Противоречия в нравственной жизни общества на современном этапе. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников. Особенности и способы формирования духовно-нравственных потребностей и привычек в младшем школьном возрасте. Соотношение нравственного воспитания и нравственного развития личности.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании л нравственного качества применяются различные средства: беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

Метод воспитания - это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития. Методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников. Деятельность детей организуется в двух направлениях: коллективном и личностном. методы В. можно подразделить на две основные функциональные группы:

1. Группа методов воспитания, направленная на воспитание совместной (коллективной) жизни детей:

1) единые педагогические требования (Воспитание начинается с правильной постановки педагогических требований. с этого начинается процесс дисциплинирования);

2) методы и формы самоуправления (Самоуправление школьников-Это метод эффективная форма организации жизни детей.;

3) традиции (Традиции- это формой жизни детей, школы. они имеют особенность праздничности, торжественности. и поэтому играют особую роль. В этих традициях формируются культуры чувств, воспитывается эмоциональная чуткость, умение чувствовать и воспринимать прекрасное и т д.);

4) игра; 5) перспектива.

2. Группа методов индивидуального воздействия; 1) разъяснение; 2) требование; 3) пример; 4) наказание, поощрение.

Между этими методами воспитания существует очень тесная связь. Ребенок, как личность формируется и в обществе сверстников, и индивидуально. Общая функция методов воспитания, конечный результат их применения - это формирование сознания и поведения школьников в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет общество. Среди методов воспитания занимает метод убеждения. Убеждение, особенно нравственное, зависит от конкретной деятельности. Есть формы работы обладающие наибольшей целенаправленностью - это беседы, лекции, конференции, семинары, дискуссии и т. п.

Особенности трудового воспитания в системах А.С. Макаренко, А.А. Католикова. Задачи и особенности трудового и экономического воспитания младших школьников в современных условиях. Основные виды трудовой деятельности. Содержание и методы трудового обучения в начальных классах.

Трудовое воспитание- это процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Трудовое воспитание - это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка. Целями его являются: - развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду; - накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Все виды труда можно разделить на две группы: физическая и умственная

В теорию и практику школы и трудового воспитания определенный вклад внес А.С. Макаренко. Он считал что в труде воспитываются взаимовыручка, поддержка, уважительное отношение к людям труда, чувство товарищества. Он считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера.

А.А. Католиков под организацией труда воспитанников он имел в виду труд в коллективе, по законам товарищества, развивающий характер труда, ощущение каждым ребёнком пользы и значимости того, что он делает. Педагоги создали воспитательную систему, основанную на сельскохозяйственном труде школьников. Дети, приученные к труду, лучше адаптируются к самостоятельной жизни. Трудовое воспитание помогает решить многие нравственные проблемы, установить дружеские отношения внутри детского коллектива и между педагогами и воспитанниками.

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания: 1) Методы формирования сознания личности. Для формирования взглядов, понятий, убеждений Методы этой группы важны для прохождения этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

3) Методы стимулирования поведения и деятельности. Сюда относятся: поощрение, наказание, соревнование. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: