Цель, задачи, содержание и основные проблемы эстетического воспитания в школе. В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, Д.Б. Кабалевский об эстетическом воспитании

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Цель эстетического воспитания обусловлена задачей формирования всесторонне развитого человека, оно тесно связано с направлениями воспитания: нравственным, трудовым, экологическим и физическим. В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель - формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства: изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Воспитание чувств - самое трудное в работе педагога. Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в школе. Сухомлинский показывает, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Вхождение искусства в духовный мир ребенка начинается с познания красоты слова. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств. В.А. Сухомлинский придавал большое значение живописи и музыке в воспитании. Воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях.

Б.М. Неменский - Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".основой в системе эстетического воспитания можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Д.Б. Кабалевский. «Каждый класс — хор!». Хоровое пение — наиболее доступная форма музицирования. Здесь формируется активная эстетическая позиция школьников.

Творческие способности учащихся развиваются и в процессе импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и стихов.

Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания.

Цели, задачи, содержание физической культуры в школе. Роль К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др. в развитии теории и практики физического воспитания. Формирование здорового образа жизни как важное направление работы современных образовательных учреждений. Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании.

Цель ФК– укрепление здоровья учеников.

Задачи:
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;

- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;

- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

К. Ушинский конечной целью воспитания (и физического частности) считал подготовку человека к трудовой деятельности.

Центральное место в педагогическом наследии П. Лесгафта занимает проблема физического воспитания. Он учитывая тесную взаимосвязь между мышечной и психической деятельностью человека, его физическим и интеллектуальным развитием, употреблял термин «физическое образование», а не «физическое воспитание». Цель физического образования приучиться с наименьшей нагрузкой за кратчайший промежуток времени со знанием дела выполнять максимальное физическую работу и действовать эффективно и энергично.

К. Ушинский не был сторонником что хорошее здоровье и физическое развитие должны обязательно способствовать развитию особого ума и твердого характера. На многих примерах он доказывал, что нередко слабые и больные люди имели больший ум и сильную волю, но, вместе с тем, признавал, что физическое состояние человека непременно влияет на ее ум и характер.

Здоровьесберегающие технологии помогают решить важнейшие задачи- сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Дифференцированное обучение Учителя стараются избегать эффекта перегрузки и продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Компьютерные технологии Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Игровая технология. практике используют нестандартные уроки: игры, соревнования, конкурсы, экскурсии и другие. дети поочередно выбегают к доске помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Физкультминутки –помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Проблемы семейного воспитания в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Функции семьи, их специфика на современном этапе. Типы семей. Родительский авторитет. Формы совместной работы семьи и школы.

По Макаренко, семья должна быть только коллективом, сплоченным общими интересами и потребностями, общей радостью и общим горем. правильно организованный семейный коллектив дает опыт общения с близкими и менее близкими людьми, позволяет ребенку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности.

Под функциями семьи подразумевают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют факторы, требования общества, семейное право и нормы морали, Между функциями существует тесная взаимосвязь, поэтому какие-либо отклонения в одной из них накладывает отпечаток и на выполнении другой. 1) репродуктивная функция - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

2) Воспитательная.

3)Экономическая и хозяйственно – бытовая.

4) Функция организации досуга.

Типы семей:

1. Авторитарный стиль (диктат). Подчинение ребенка,ограничение самостоятельности,сопровождение жестким контролем и физическими наказаниями.

. 2. Демократический стиль (сотрудничество). Одобрение самостоятельности, помощь и понимание

3. Попустительский стиль (гипоопека). Не контроль, нет ограничений, не способность не желание руководить детьми.

Авторитет – это влияние отца и матери на детей. Родительский авторитет – это важная составляющая успешности воспитания детей в семье, он является одним из сильнейших воспитательных факторов. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка:

— авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

— авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;

— авторитет чванства — возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;

— авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к непререкаемому авторитету;

— авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенка;

— авторитет любви

— стремление повседневной повсеместно демонстрировать свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним;

— авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка; — авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет — это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: