Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист, на оборотной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из десяти точек.
Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое». На листе должен быть выполнен образец фразы письменным каллиграфическим почерком.
Оценка результатов:
1 балл – срисованную фразу можно прочесть, Буквы больше образца не более, чем в два раза. Буквы образуют три слова. Отклонение строки не боле, чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочесть. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.
3 балла – буквы разделены на две подгруппы. Можно прочесть хотя бы 4 буквы.
4 балла - вся группа букв имеет видимость письма, с образцом схожи 2 буквы.
5 баллов – каракули.
Третье задание:
«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать».
* * *
* * *
* * *
*
Оценка результатов:
|
|
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружочек. Есть симметрия по вертикали и горизонтали. Уменьшение фигур допустимо, а увеличение не более, чем в два раза.
2 балла – незначительное нарушение симметрии. Допустимо изображение кружочков, Одна точка может выходить за рамки строки или столбца.
3 балла – грубая похожесть на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. «Пятиугольник» может быть повернут в другую сторону. Количество точек от 7 до 20.
4 балла – точки по расположению могут напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество их несущественны. Присутствуют другие изображения (напрмер линии).
5 баллов – каракули.
Общая оценка:
3 - 6 баллов – уровень развития выше среднего
7 -10 баллов – уровень развития средний
11 - 15 баллов – уровень развития низкий. Дети не достигли уровня школьной зрелости. Необходимо время или специальная коррекция.
Задание № 10 «Оценка словесно – логического мышления дошкольников»
Методические рекомендации:
1. Проведите с детьми предложенный тест
2.Ответы занесите в таблицу. № 8
3. Оцените правильность ответов, пользуясь предложенными рекомендациями.
4. Соотнесите полученные ответы детей с эталонами (правильными ответами).
5. Сделайте выводы о сформированности словесно – логического мышления у детей данной возрастной группы.
«Оценка словесно – логического мышления дошкольников»
Таблица № 8
вопросы | Ответы детей | ||||
1 ребенок | 2 ребенок | 3 ребенок | |||
1. Какое из животных больше - лошадь или собака? | |||||
2. Утром люди завтракают. А вечером? | |||||
3. Днем на улице светло, а ночью? | |||||
4. Небо голубое, а трава? | |||||
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что? | |||||
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? | |||||
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск? | |||||
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.) | |||||
9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?.. | |||||
10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу? | |||||
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? | |||||
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? | |||||
13. Что общего между белкой и кошкой? | |||||
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга? | |||||
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? | |||||
16. Какие ты знаешь виды транспорта? | |||||
17. Чем отличается старый человек от молодого? | |||||
18. Для чего люди занимаются спортом? | |||||
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать? | |||||
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки? | |||||
Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6: Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4,ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.
14. Гвоздь — гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
1.5. Виды спорта (спорт).
16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.).
17. Три существенных признака как минимум: "Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т.д.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.
Высокий уровень развития словесно-логического мышления - если ребенок ответил правильно на 15-16 вопросов.
Оценка результатов:
Высокий уровень 15-20
Средний уровень 10-14
Низкий уровень 5-9
Очень низкий уровень менее 5