Содержательная характеристика каждого синдрома

(фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

«Составление расписания» (Л.В. Байбородова)

Цель: изучить отношение школьников к отдельным предметам и учителям.

Инструкция: «Составьте расписание самого благоприятного для вас дня (самой благоприятной недели)».

Обработка и интерпретация результатов. При обработке составленного учащимися расписания на неделю выделяют следующие рубрики:

1) число выборов уроков, совпадающее с фактическим расписанием;

2) число выборов уроков больше, чем в фактическом расписании;

3) число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании;

4) отсутствие выборов уроков по данному предмету.

Тема 5. Психология учебной деятельности: характеристика, структура, условия.

Вопросы для обсуждения

1. Основные характеристики учения.

2. Определение понятия «учебная деятельность».

3. Предметное содержание и свойства учебной деятельности.

4. Психологическая структура учебной деятельности.

5. Определение и характеристика процесса интериоризации.

6. Определение «учебной деятельности» и различные трактовки определения «учебной деятельности».

7. Характеристика структуры учебной деятельности.

8. Содержание, средства и способы учебной деятельности.

9. Что является продуктом, а что – результатом учебной деятельности.

10. Подходы к формированию мотивации учения в отечественной психологии.

11. Особенности планирования процесса формирования мотивации учения.

12. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации учения.

13. Роль эмоций в формировании мотивации учения.

14. Подходы к формированию мотивации учения в зарубежной психологии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое учение и каково его содержание? Чем учение отличается от научения?

2. Приведите пример близких, промежуточных и отдаленных целей учения.

3. Кто является субъектом учебной деятельности?

4. Перечислите компоненты внешней (психологической) структуры учебной деятельности. Охарактеризуйте их.

5. Что такое мотив? Приведите примеры мотивов учения. Что такое познавательный интерес?

6. Назовите учебные действия. Что это такое?

7. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

а) часть-целое;

б) вид-род;

в) форма проявления учебной деятельности;

г) функциональные отношения.

8. Что такое «учебная задача»? Приведите примеры.

9. Что называется способом решения задачи по А.Г.Баллу?

10. В исследовании какого автора учебная деятельность определяется как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: