Тема 4. Психология развивающего обучения

Вопросы для обсуждения

1. Проблема психического развития в процессе обучения.

2. Соотношение обучения и развития (Э. Торндайк, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).

3. Учение Л.С. Выготского о зонах психического развития.

4. Понятие развивающего обучения.

5. Сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения.

6. Современные отечественные модели обучения.

7. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова.

8. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.

9. Психологические основы дифференциации обучения.

10. Роль педагога в организации и развитии учебно-познавательной деятельности учащихся.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Что понимается под образовательными технологиями?

2. Какие образовательные технологии наиболее распространены?

3. Что такое развитие и как оно связано (соотносится) с обучением?

4. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»? Кто автор этих понятий?

5. Почему обучение, учение и развитие рассматривается одновременно?

6. Какие принципы лежат в обучении, основанном на теории

Л.В. Занкова?

7. В чем сущность развивающего обучения В.В. Давыдова?

Практические задания

1. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

2. Составьте сравнительную таблицу, отражающую различные точки зрения ученых относительно развивающего обучения. Укажите достоинства и недостатки этих теорий.

3. Составьте проблемные вопросы и задачи по теме «Психологические основы образовательных технологий».

4. Разработайте конспект фрагмента урока психологии в рамках одной из теорий развивающего обучения.

5. Проанализируйте учебники, разработанные на основе теории Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова с целью проверить полноту реализации в них основных теоретических аспектов.

Темы докладов и рефератов

1. Психологические проблемы развивающего обучения.

2. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе.

3. Особенности раннего обучения иностранным языкам.

Темы для презентаций

1. Особенности раннего развития ребенка.

2. Программированное обучение: вчерашний и завтрашний день.

3. Особенности использования знаково-контекстного обучения в школе и вузе.

Литература

1. Бабаева, Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. – М., 2003.

2. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно. – Минск, 2005.

3. Волочков, А.А. Учебная активность: понятие, структура, измерение / А.А. Волочков // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. – 2002. – № 4(6). – С. 97 – 114.

4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин // Педагогическая психология: хрестоматия; сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носов, О.Н. Щепелина. – СПб., 2006. – С. 39 – 45.

5. Гордеева, А.В. Увлеченность компьютерными играми – психологический аспект / А.В. Гордеева. – М., 2000.

6. Гэймон, Д. Эффективная работа мозга / Д. Гэймон, А. Брэгдон. – М., 2002.

7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 2006.

8. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – М., 2005.

9. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори. – М., 2002.

10. Спиридонов, В.Ф. Психология мышления: решение задач и проблем: учеб. пособие / В.Ф. Спиридонов. – М., 2006.

18. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг. – Ростов н/Д., 2007.

19. Эренберг, М. Развитие возможностей интеллекта / М. Эренберг. – Минск, 2004.

20. trepsy.net

21. www.planetapsy.ru

22. Psyberia.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: