Занятие № 8 – 9

«Педагогическое искусство и педагогическое мастерство» (4 часа)

Цель – раскрыть специфику педагогического мастерства и личностных требований к педагогу-воспитателю.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности педагогической деятельности.

2. Понятие педагогического мастерства и его компоненты.

3. Мастерство учителя в управлении собой, основы техники саморегуляции

4. Особенности восприятия личности учителя учениками. Понятие культуры внешнего вида учителя. Способы организации внешнего вида учителя.

5. Внимание и наблюдательность в педагогической деятельности.

6. Культура речи учителя.

7. Педагогическое общение. Стили профессионально-педагогического общения.

8. Педагогический такт. Конфликты и способы их разрешения.

Рекомендуемая литература:

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М.: ПРО, 2008.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 2006.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2000

4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.

6. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.

7. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2007. – 432 с.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.

Задания:

1. Подготовьте проект на тему: «Образ педагога-мастера».

2. Приведите примеры из личного опыта (педагогического, житейского), которые показывают важность умения управлять собой.

3. Ответьте на вопросы

· Зачем педагогу умение владеть собой? (Мысли А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по этому поводу).

· Каковы способы саморегуляции самочувствия учителя?

· Роль аутогенной тренировки в деятельности, её сущность.

· Техника выполнения упражнений на релаксацию, самовнушение.

4. Ответьте на вопросы:

· Особенности восприятия личности учителя учениками. Понятие культуры внешнего вида учителя.

· А.С. Макаренко о педагогической роли внешнего вида учителя и требованиях к нему.

· Характеристика компонентов внешнего облика учителя, влияющих на восприятие его личности учениками (осанка, походка, поза, жесты, одежда).

· Способы организации внешнего вида учителя

5. Назовите приёмы и средства привлечения внимания (к себе, к доске, к тексту, к содержанию материала) и развития внимания и наблюдательности.

6. Каковы требования к культуре речи учителя?

7. Дайте сравнительную характеристику общению и педагогическому общению.

8. Стили профессионально-педагогического общения и модели поведения в общении. Их характеристики и влияние на результаты педагогического взаимодействия.

9. Педагогический такт и его особенности.

10. Беседа по вопросам:

· сущность конфликта и конфликтные ситуации;

· стадии развития конфликта.

11. Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов, в которых отобраны конфликтные ситуации в воспитательно-образовательном процессе, по вопросам:

· причина возникновения конфликтной ситуации;

· позиции участников;

· как был (если это дано в фильме) решен конфликт, было ли это решение оптимальным, к каким последствиям привело;

· как Вы повели бы себя в подобной ситуации.

Вопросы для самоконтроля

Составьте свою программу педагогического самосовершенствования и самообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: