double arrow
Субъективные и объективные причины производственного травматизма

Многочисленные комиссии, изучавшие конструктивные недостатки и нарушения технологических процессов, приходят к единому выводу о недопустимости этих нарушений. Правительственная комиссия Индии пришла к более резкому заключению: экономить на безопасности – преступление. Действительно, эта проблема актуальна. Только в России от отсутствия необходимого уровня обеспечения безопасности жизнедеятельности гибнет в год 1 млн. человек, а на территории Союза – 2 млн. человек. Надо еще учесть возникновение миллионов травм, обусловленных неблагоприятными условиями труда (перегрузка, токсичность) и производственных (профессиональных) заболеваний.

Проведенные нами исследования экономических аспектов безопасности труда позволили сделать основной вывод: затраты на обеспечение безопасности труда и профилактику чрезвычайных ситуаций на порядок ниже, чем ущерб, наносимый людям и государству, когда не осуществляется безопасность труда на предприятиях и в быту. [8]

Многолетний наш опыт показывает, что при каждой аварии и несчастном случае прослеживаются ошибки человека способствующие трагическим последствиям. Под ошибочными действиями понимаются поступки, отклоняющиеся от предусмотренных нормативных действий или от правильных решений при нормальных или критических ситуациях. Есть в печати мнение, что психология безопасности по сути своей составляет деятельность недопущения ошибок индивидуальных коллективных.




Если не целенаправленное мероприятие, то это было ошибочное, когда перед аварией в Чернобыле было отключено несколько (6) аварийных защит и активная зона реактора лишилась обязательного минимума стержней, поглощающие нейтроны. В Чернобыле имело место введение положительной реактивности в активную зону реактора: последовал мгновенный перегрев тепловыделяющих элементов и теплоносителя. В подобных ситуациях у оператора не оказывается ни вре­мени, ни средств для эффективных действий [9].

Ни операторы Чернобыля, ни АЭС в США не осознавали ошибочность своих действий. По мнению зарубежных исследователей, 67% аварийных ситуаций на АЭС можно отнести к ошибкам человека. А ведь это в системе, где уделяется большое внимание обучению и воспитанию операторов. По плану Ленинградской атомной станции нам читались лекции в 1990 г., у них создалась проблема обеспечения надежности операторов и были разработаны психологические моменты обеспечения безопасности труда. В других технических учреждениях решению этой проблемы внимания практически не уделяется. И это составляет основную причину несчастных слу­чаев и катастроф.



Лица, исследующие причины несчастных случаев, делят ошибки на систематические и случайные. Основные причины ошибок, налагаемые в печати, приводящих к травмам и авариям: отсутствие знаний по профилактике; слабый уровень предупреждения; усталость (утомление); болезненное состояние (ослабление); изменение погоды, атмосферы в помеще­нии; недостатки профессионального обучения безопасности в коллективе; стресс; материальные и личные заботы; пло­хие условия труда; психологическое несоответствие личности требованиям труда; растерянность в экстремальных условиях и др.

Большинство ошибок оператора ведет к катастрофам в свя­зи с отсутствием технических средств, предупреждающих ошибочные действия специалиста.

Необходимо иметь в виду, что наиболее часто ошибочные действия совершаются людьми в тревожном состоянии. К тре­вожным состояниям человек предрасположен, если не имеет уровень подготовки к действиям в устрашающей (аварийной) ситуации. Есть лица по характеристическим особенностям склонные к болезненно-тревожным состояниям. Человек, находящийся в состояний страха, возбуждения, может совершать ошибочные действия или не контролировать своих автоматизированных поступков,

Следует иметь в виду, что действия человека зависят не только от атмосферы, личности, но и от психологической об­становки в окружающем коллективе. Безопасность труда обеспечивается руководством производства, надежностью личностей и психологической обстановкой коллектива в кризис­ной и чрезвычайной (аварийной) ситуации. Все это обеспечивается мероприятиями профотбора, обучением и привитием психологической установки на профилактическую деятельность трудовых коллективов в чрезвычайных ситуациях и в катастрофической обстановке.






Сейчас читают про: