Психологическая атмосфера обеспечения безопасности

Психологическая настроенность руководителя и трудово­го коллектива составляет основу для воспитания и форми­рования постоянных действий людей по обеспечению безопас­ности. Структура психологии входит всегда в управление бе­зопасностью труда, но, к сожалению, она базируется не на науке, а на практике лиц, обеспечивающих эту форму дея­тельности, и в нашей стране она не совершенствуется на ос­нове имеющихся уже научных данных.

В литературе приводится содержание управленческой дея­тельности по совершенствованию обеспечения безопасности труда:

- уяснение руководителями целей, стоящих перед коллекти­вом, возможностей и путей их решения;

- формирование проблем на основе выявления несоответст­вия между целями и возможностями;

- выработка действий иусловий для достижения намечен­ных целей;

- составление планов (программ, графиков), фиксирующих порядок действий и сроки исполнения;

- организация выполнения планов, контроль за их выполне­нием и т. п.

Во всем должны быть предусмотрены психологические ме­тодики, которые повышают деятельность людей по созданию благоприятных условий труда, снижают текучесть кадров, внедряют структуры профилактического отбора, повышают гуманитарность администрации к рабочим, привлекая к опас­ным работам самых опытных лиц, психологически настроен­ных на эффективность и безопасность труда.

Широко известно выражение: «...И слово ранит», но слово и укрепляет высокопроизводительную деятельность без травм и аварий. В настоящее время основное внимание уделяется созданию систем контроля за состоянием охраны труда, но для эффективной деятельности в этом направлении необходи­мо совершенствовать систему управления безопасностью тру­да по обеспечению психологических, организационных и тех­нических решений.

Лица, не обеспечивающие безопасность труда, должны подвергаться материальным, административным и уголовным наказаниям. Стимулирование деятельности по обеспечению безопасности базируется на наказаниях и поощрениях. В психологическом аспекте необходимо знать, что ободрение, поощрение всегда более восприимчиво и эффективно, чем порицание и наказание. Общеизвестный психиатр и психолог профессор В.Н. Мясищев сообщил, что 70 – 80% результатов, достигнутых человеком в процессе его деятельности, зависят от ее мотивов (психологии преподношения) и лишь 20 – 30% – от интеллекта личности [10].

В структуре управления должны быть следующие психологические основы:

- работу по повышению безопасности необходимо направлять на рабочего, но наибольшие усилия должны быть возложены на руководство и трудовой коллектив.

Не только непосредственное, но и высшее руководство должно положительно относиться к проблеме безопасности труда;

- безопасность работы необходимо повышать прежде всего через коллектив – путем обсуждений, дискуссий и прислушивания к просьбам работающих;

- важную роль в обеспечении безопасности и формировании настроенности на безопасные методы труда должны выполнять телевидение, радио, пресса.

Рассматривая проблемы психологии безопасности труда, Г.А. Новиков [11] подчеркнул ее связь с общественной психологией и психологией труда, с различными отраслями юриди­ческой и криминальной психологии, а также с психологией военного труда, психологией боя. Фактически психология безопасности труда составляет неразрывную часть психологии человека и ее избранных направлений.

Психология труда предусматривает специфические мероприятия по отношению к мужчинам и женщинам. Обеспечение безопасности труда женщин имеет свои особенности и они должны разрабатываться и освещаться в печати.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: