Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Психология и безопасность. Роль человека в генезе аварийности и несчастных случаев




Существует мнение среди ученых мира, что главным виновником несчастных случаев является не техника, не технический процесс, не организация труда, а сам работающий че­ловек. В иностранной печати приводятся данные, что по вине человека происходит от 60 до 90% несчастных случаев. В нашей стране сообщалось о том, что в автотранспортных траге­диях вина водителей составляет до 95%. Психология безопасности – отрасль психологической науки, изучающая психоло­гические причины несчастных случаев, возникнувших в про­цессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности.

Психология безопасности на основании технических дан­ных и психологического анализа причин аварийности, несчастных случаев, гибели людей определяет роль человека в их генезе. Ею изучаются структуры повышения эффективности труда и пути обеспечения его безопасности средствами и мето­дами защиты. Разрабатываются методики воспитания и другие мероприятия, обеспечивающие высший уровень надежности человека в быту и на производстве. Необходимо также изучение проблемы сохранения генофонда людей. Все эти данные должны входить в систему обучения и воспитания людей.

Важным положением немецкого психолога К. Марбе является его утверждение, что отдельные люди рождаются природной предрасположенностью к несчастным случаям, где бы они ни работали. Природная предрасположенность к несчастным случаям проявляется в виде брака в труде, допущения аварий, пожаров и т. п. Наряду с природными (характеристическими) данными к несчастным случаям ведет людей отсутствие знаний по обеспечению проблемы безопасности и низкий уровень ответственности специалистов за действия, приведшие к авариям и гибели людей.

Отсутствие знаний или пассивность в деятельности создает опасное поведение, опасные действия, травматизм и гибель людей. В настоящее время при проведении расследования обстоя­тельств несчастных случаев обычно анализируются технические упущения и недостаточно рассматриваются психологические факторы и деятельность человека, приведшая к трагедии. Человек нарушает правила безопасности либо в связи с от­сутствием знаний, в случае пассивности, или в связи с харак­терологическими недостатками в форме неспособности свое­временно и эффективно выполнять профилактические дейст­вия.

Причины производственных аварий и травм, связанных с человеческим фактором, объединяются в трех основных направ­лениях – это уровень психологической атмосферы (сознания) в обществе (информированность, познание, настроенность на обеспечение безопасности, ответственность за отсутствие обес­печения безопасности); состояние производственной (окру­жающей) обстановки (знание принципов обеспечения безопасности, психологическая настроенность, контроль за дейст­вием людей и т. п.); характер личности (врожденные свойст­ва, приобретенные знания и психологическая настроенность на действия по предупредительности несчастных случаев).




Степень опасности в процессе труда зависит от характера производственной деятельности. Несомненно, что водитель автотранспорта в течение рабочего дня намного чаще подвер­гает опасности себя, чем торговец, продающий ка­кой-либо товар. Необходимо знать и зависимость аварийно­сти и несчастных случаев от опыта и времени работы челове­ка по своей специальности. Известен факт – до 50% несчаст­ных случаев на сложных производствах происходит у лиц в течение первого года начала работы по приобретенной спе­циальности, а 30% наблюдается у людей после 15-летнего труда. В это время человек обычно уже утрачивает воспитан­ную осторожность, что ведет к ошибочным действиям и завер­шается аварией или гибелью людей.

Автоматизация производства, устраняя физический труд, заменяет его высокой нервно-психологической нагрузкой на человека. Лица с нервной слабостью оказываются в затруд­нительном положении.

В связи с повышенной нагрузкой на психологическую деятельность человека у людей могут возникнуть острые, затяж­ные и хронические нервно-психические расстройства. Появив­шиеся новые формы болезненных проявлений у операторов ЭВМ, АСУ, гибких производственных систем поставили перед медициной проблему необходимости обеспечения безопасности. Международное бюро труда при ООН установило длитель­ность работы на видеотерминалах не более 4 часов в день при обязательном 15-минутном перерыве каждые 90 мин. работы.

Ученые высказывали прогноз, что массовая компьютери­зация процесса обучения, труда и быта может повлиять на психологию и уровень интеллекта людей.

Актуальное, значение имеет также проблема надежности работы человека в структуре человек-техника-среда. Анализ множества ошибок операторов, приводящих к остановке и авариям, показал, что 50% из них происходит в связи с от­сутствием учета психологического группового показателя, 22% – психофизического, 6% – физиологического, 19% – ги­гиенического и 3% – антропометрического. [7]

Это ставит проблему психологического анализа условий работы, подбора соответствующих кадров и обеспечения ги­гиены умственного труда.





Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 725; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8829 - | 7639 - или читать все...

Читайте также:

 

3.235.66.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.