Существует мнение среди ученых мира, что главным виновником несчастных случаев является не техника, не технический процесс, не организация труда, а сам работающий человек. В иностранной печати приводятся данные, что по вине человека происходит от 60 до 90% несчастных случаев. В нашей стране сообщалось о том, что в автотранспортных трагедиях вина водителей составляет до 95%. Психология безопасности – отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникнувших в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности.
Психология безопасности на основании технических данных и психологического анализа причин аварийности, несчастных случаев, гибели людей определяет роль человека в их генезе. Ею изучаются структуры повышения эффективности труда и пути обеспечения его безопасности средствами и методами защиты. Разрабатываются методики воспитания и другие мероприятия, обеспечивающие высший уровень надежности человека в быту и на производстве. Необходимо также изучение проблемы сохранения генофонда людей. Все эти данные должны входить в систему обучения и воспитания людей.
|
|
Важным положением немецкого психолога К. Марбе является его утверждение, что отдельные люди рождаются природной предрасположенностью к несчастным случаям, где бы они ни работали. Природная предрасположенность к несчастным случаям проявляется в виде брака в труде, допущения аварий, пожаров и т. п. Наряду с природными (характеристическими) данными к несчастным случаям ведет людей отсутствие знаний по обеспечению проблемы безопасности и низкий уровень ответственности специалистов за действия, приведшие к авариям и гибели людей.
Отсутствие знаний или пассивность в деятельности создает опасное поведение, опасные действия, травматизм и гибель людей. В настоящее время при проведении расследования обстоятельств несчастных случаев обычно анализируются технические упущения и недостаточно рассматриваются психологические факторы и деятельность человека, приведшая к трагедии. Человек нарушает правила безопасности либо в связи с отсутствием знаний, в случае пассивности, или в связи с характерологическими недостатками в форме неспособности своевременно и эффективно выполнять профилактические действия.
Причины производственных аварий и травм, связанных с человеческим фактором, объединяются в трех основных направлениях – это уровень психологической атмосферы (сознания) в обществе (информированность, познание, настроенность на обеспечение безопасности, ответственность за отсутствие обеспечения безопасности); состояние производственной (окружающей) обстановки (знание принципов обеспечения безопасности, психологическая настроенность, контроль за действием людей и т. п.); характер личности (врожденные свойства, приобретенные знания и психологическая настроенность на действия по предупредительности несчастных случаев).
|
|
Степень опасности в процессе труда зависит от характера производственной деятельности. Несомненно, что водитель автотранспорта в течение рабочего дня намного чаще подвергает опасности себя, чем торговец, продающий какой-либо товар. Необходимо знать и зависимость аварийности и несчастных случаев от опыта и времени работы человека по своей специальности. Известен факт – до 50% несчастных случаев на сложных производствах происходит у лиц в течение первого года начала работы по приобретенной специальности, а 30% наблюдается у людей после 15-летнего труда. В это время человек обычно уже утрачивает воспитанную осторожность, что ведет к ошибочным действиям и завершается аварией или гибелью людей.
Автоматизация производства, устраняя физический труд, заменяет его высокой нервно-психологической нагрузкой на человека. Лица с нервной слабостью оказываются в затруднительном положении.
В связи с повышенной нагрузкой на психологическую деятельность человека у людей могут возникнуть острые, затяжные и хронические нервно-психические расстройства. Появившиеся новые формы болезненных проявлений у операторов ЭВМ, АСУ, гибких производственных систем поставили перед медициной проблему необходимости обеспечения безопасности. Международное бюро труда при ООН установило длительность работы на видеотерминалах не более 4 часов в день при обязательном 15-минутном перерыве каждые 90 мин. работы.
Ученые высказывали прогноз, что массовая компьютеризация процесса обучения, труда и быта может повлиять на психологию и уровень интеллекта людей.
Актуальное, значение имеет также проблема надежности работы человека в структуре человек-техника-среда. Анализ множества ошибок операторов, приводящих к остановке и авариям, показал, что 50% из них происходит в связи с отсутствием учета психологического группового показателя, 22% – психофизического, 6% – физиологического, 19% – гигиенического и 3% – антропометрического. [7]
Это ставит проблему психологического анализа условий работы, подбора соответствующих кадров и обеспечения гигиены умственного труда.