Особые психические состояния и аварийность

Организация контроля за психическим состоянием операторов необходима и в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, которые не явля­ются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека.

Перечень важных форм особых психических состояний.

1. Запредельные формы психического напряжения (тормозные и возбудимые).

2. Тяжелые формы утомления (до 30% создают травмы).

3. Пароксизмальные состояния (приступообразные).

4. Дремотные и просоночные состояния.

5. Психическое угнетение.

6. Аффективные состояния.

7. Лекарственные астении.

8. Инфекционные (соматические) состояния.

9. Алкогольные и наркотические состояния и энцефалопатии.

10. Десинаронозы и др.

Среди особых психических состояний, имеющих большое значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния. Пароксизмальные состояния – группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной от секунд до нескольких минут утратой сознания без падения. При выраженных формах наблюдаются падения человека и судорожные движения тела и конечностей (эпилепсия).

Примером пароксизмального расстройства сознания без падения может быть описанный в литературе факт.

Это случилось в лондонском метро 28 февраля 1975 г. в часы пик (8 ч. 39 мин) поезд, который вел машинист Л. Ньюсон, пройдя конечную станцию «Мургейт», врезался в тупик тоннеля. Удар был такой сильный, что 15-метровый головной вагон, забитый до отказа людьми, смяло до 5 м. Второй вагон подлез под моторный, а третий вздыбился на крышу предыдущего. Тоннель оказался забит грудой искореженного материала с сотнями трупов банковских клерков, секретарш, машинисток, телефонисток и других служащих, спешивших на работу в Сити.

Расследование катастрофы показало, что технически поезд был исправен. За 4 часа до катастрофы он прошел в депо основательный технический осмотр. Было выяснено, что, несмотря на массу предупреждающих знаков и на красный сигнал перед входом в тупиковый тоннель, машинист даже не пытался тормозить. Сбив фонарный столб, пропахав внушительный заградительный вал песчаный, он сходу влетел в тоннель и протаранил кирпичную стену тупика. Не сработало и автоматическое аварийное тормозное устройство, которое также было исправно. Оно вступает в тот момент, когда водитель в случае потери сознания или внезапной смерти вдруг перестает управлять поездом. Вскрытие трупа Ньюсона показало, что он управлял поездом в абсолютно здоровом состоянии. Перед экспертами встал вопрос: в чем причина трагедии на станции «Мургейт»?

Вот что показали очевидцы как из числа оставшихся живых внутри поезда, так и тех, что стояли на платформе:

«Внезапно, когда мы все встали со своих мест, собрались выходить, так как показалась платформа, случилось, видимо, что-то непредвиденное. На последних метрах поезд вдруг не стал тормозить, а вновь набрал скорость, да так, что вагон содрогнулся и помчался, раскачиваясь из стороны в стороны». Инженер Э. Бард, стоявший на платформе, когда метропоезд, минуя станцию, помчался в «тоннель смерти», рассказывает: «Я видел водителя через стекло кабины. Его руки были на рычагах управления, но он сидел неподвижно, точно парализованный, в застывшей позе, с широко раскрытыми глазами и каким-то отрешенным взглядом. Помню, что меня это в тот момент сильно поразило».

Аналогичный трагический случай произошел в Ленинграде в метро Купчино, в 1984 г. Водитель метрополитена, находясь в подобном состоянии, из ведущей части поезда прошел в его тыл, подошел к пульту управления и повел поезд в обратном направлении, навстречу идущему за ним метропоезду, со все­ми вытекающими трагическими последствиями произошедше­го столкновения.

Пароксизмальное состояние в форме обморочных расст­ройств наблюдается у хронически больных, а также при тя­желом утомлении, перегревах головы, некоторых соматических заболеваниях у мужчин и женщин.

Имеются данные, что при работе с ЭВМ и дисплеями у операторов бывают случаи появления эпилептических припадков с выключением сознания на несколько минут, но без па­дения человека.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строи­телей, работающих на высоте.

Современные средства психофизиологических исследований позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой наклон­ностью к пароксизмальным (обморочным) состояниям.

Лица, направляемые для работы на высокоответственных должностях в промышленности, транспортных средствах и т. п., должны проходить специальное медико-психологическое обследование с использованием электроэнцефалографии, позволяющей выявлять лиц, склонных к эпилептическим при­падкам (в альфа ритме появляется пик плюс медленная вол­на).

Дремотные и просоночные состояния. Широкая автомати­зация процессов управления снижает долю физической дея­тельности оператора (водителя автомашины, машиниста электропоезда и т. п.). При этом может притупляться степень ответственности, уменьшается подвижность и утрачивается бдительность. Аварийная ситуация, возникая в момент сни­жения бдительности, может вести к происшествию в результате запоздалых реакций оператора. Монотонный (однообразный и малоподвижный) труд сопровождается низкой активностью оператора и ведет к сноподобному (дремотному) состоянию с кратковременным от 30 – 50 сек до 3 – 5 и более минут с выключением сознания в виде засыпания.

Приступы (пароксизмы) сонливости при однообразной и монотонной работе ведут кутрате у оператора на определенный период 5 – 10 мин, необходимой профессиональной деятельности (сон). В литературе описывается много случаев сонливости водителей железнодорожного транспорта, приведших их к утрате видения красного сигнала, требующего остановки поезда, а продолжающийся двигаться поезд обычно врезался вдругой со всеми трагическими последствиями.

Просоночные состояния характеризуются снижением работоспособности человека на период после пребывания во сне. Проведенные нами исследования причин аварийности и гибели людей, работавших в Ленинградской системе электроэнергообеспечения, показали актуальность этой проблемы. Из общего числа гибели операторов 50% допускали ошибочные действия, ведущие к их гибели, в ночное время. А объем работ по переключению энергосистем в ночное время составил в пределах 5%. Следовательно, в просоночном состоянии, в котором в ночное время после сна при отсутствии деятельности находятся операторы, люди допускают неправильные (ошибочные) действия. По данным А. Берегового о методике общения с космонавтами, известно, что после пробуждения космонавта указания ему о выполнении каких-либо действий должны передаваться через 10 минут. Таким образом, исключается служебное общение с личностью, находящейся еще в просоночном состоянии, после имевшегося периода сна и, следовательно, предупреждается возможность ошибочных действий.

Психогенное угнетение. Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1...2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Аффективное состояние. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лишь склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью. До 30 % травм связано с постконфликтным состоянием работающих.

Лекарственные изменения. Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния связаны с употреблением психически активных средств. Современная медицина распо­лагает большим арсеналом психофармакологических средств, оказывающих влияние на психическую деятельность и состоя­ние людей.

Практический опыт свидетельствует, что прием легких сти­муляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на ко­роткий период. Однако прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) на ответственных видах работ способен выз­вать отрицательный эффект (ухудшается самочувствие, умень­шается подвижность и скорость реакций).

Распространенное среди населения употребление транкви­лизаторов (седуксен, элениум) представляет особую пробле­му. Оказывая выраженное успокоение и предупреждая раз­витие неврозов, эти препараты могут снизить психическую ак­тивность, замедлять реакции, вызывать апатию и сонливость.

В США ежедневно выписывается врачами более 10 тысяч рецептов для получения транквилизаторов. А ведь многие после приема этой группы лекарств идут на работу и ведут транспортные средства. Особую трагедию в мире составляет возрастающее употребление народом наркотиков. Если у нас в 1985 г. лиц, употребляющих наркотические средства, было 50 тысяч, то в 1995 г. их уже более 5 млн. А ведь они имеют доступ к различным видам трудовой деятельности и нередко совершают ошибочные действия.

Пьянство и алкоголизм. Пьянство и алкоголизм также представляют серьезную проблему для безопасности труда. В стране алкоголиков, стоящих на учете, 5 млн., а всего злоупотребляющих алкоголем 80 млн. человек. В 1994 г. мы толь­ко в США в месяц приобретали алкоголя на 1 млрд. долла­ров. Недопустимость употребления алкогольных напитков в рабочее время и отрицательное влияние их на работоспособность общеизвестны. По различным данным автомобильный травматизм в 40...60% случаев связан с употреблением ал­коголя. Имеется сообщение, что смертельные случаи на про­изводстве в 64% случаев обусловлены приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших. И это не случайность.

В экспериментальных исследованиях по изучению влияния малых доз алкоголя на работоспособность человека показано, что прием 10...12 г алкоголя уже ухудшает качество работы испытуемых и удваивает количество допускаемых ошибок. После выпитой рюмки испытуемые приступали к работе, минуя стадию необходимых приготовлений, действовали суетливо, без чувства осторожности. Производительность труда была ниже, а утомление более выраженным, не снимаемым обычным периодом отдыха.

С позиций безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Длительное употребление алкоголя вызывает алкоголизм – болезненное привыкание к алкоголю, сопровождающееся различной степенью деградации личности. Специалисты, страдающие алкоголизмом, утрачивают свойственную им точность и аккуратность в работе. Они все чаще допускают ошибки и становятся неспособными к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормативных производственных ситуациях. При этом токарь или слесарь-лекальщик не может выполнять высокоточные работы, оператор своевременно не принимает необходимых действий, водитель автомобиля совершает аварии, инженер неспособен решать творчески технические и организационные проблемы и человек (специалист) постепенно опускается по служебной лестнице.

Начавшись с волевых и характерологических расстройств алкогольная деградация по мере нарастания органического поражения головного мозга ведет к инвалидности личности и деквалификации специалиста. В настоящее время можно считать, что пьянство и алкоголизм, ведущие к изменению психических функций человека, являются главной причиной производственного травматизма. В интересах безопасности труда лица с начальными степенями алкоголизма должны своевременно выявляться, так как не могут допускаться к высокоответственным работам.

Изменчивость психической деятельности под влиянием бытовых и производственных воздействий ставит перед инженерами-организаторами производственной деятельности задачу создания и совершенствования системы контроля за психическим состоянием оператора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: