Психологические проблемы автоматизации

Эргономико-психологической особенностью производств на протяжении ближайших 10...15 лет выступает задача обеспечения трех типов технологий: раннеиндустриальной (использование ручного и механизированного инструментов), индустриальной (машины и системы машин), научно-индустриальной (комплексные автоматические системы).

Развитая индустриальная технология характеризуется использованием систем машин, а также созданием поточных и конвейерных видов труда. Создание таких производственных систем характеризуется концентрацией производства и требует строгого подчинения работающего задаваемым ритмам труда. Характерной особенностью этого вида технологии является возрастание роли управления производством. В организационном отношении это требование реализуется в виде образования комплексных бригад в цехах и завершается созданием научно-производственных объединений. На этой производственной основе возникает новая форма более высокой коллективности труда, для которой характерны не просто совместный труд, а высокая степень трудовой сопряженности всех работающих, их взаимная зависимость в сочетании с умением действовать самостоятельно, способностью организовать свой труд, контролировать свою деятельность, принимать решения в сложных производственных ситуациях и т. п.

Если раннеиндустриальное производство характеризовалось стабильностью десятками лет, рабочий длительно выполнял однообразную работу, станочник менял лишь режущий инструмент и детали, то в связи со скоротечностью задач нового производства появилась необходимость быстро (гибко) менять технологический процесс в целом, перестраивая его на выпуск новых деталей, а иногда и продукции.

Общественное развитие потребовало создания новых (гибких) технологий, что не может не вести к ряду социально-психологических последствий. Создается сложная эргономико-психологическая проблема – наряду с техническим проектированием автоматизированных комплексов и ГАП необходимо проектировать (прогнозировать) формы труда, характер специальностей и разрабатывать не только структуру будущих специалистов, но и методику подготовки и переподготовки кадров. Стоит комплексная задача проектирования эргономи­ческого портрета производственного предприятия. Причем не­обходимо рассчитывать не на калейдоскопическую смену производств (технологий), а на многолетний непрерывный переход к новым технологиям с использованием предыдущей кадровой базы, характеризующейся определенным консерватизмом. Имеющийся уже опыт свидетельствует, что на смену классическим профессиям прошлого – станочника, сборщика, монтажника – появляются новые: наладчики, регулировщики, ремонтники, работники опытно-экспериментального производства, а также большая группа других профессий, связанных с новыми технологиями и формами труда.

Как полагают социологи, в переходный период к развитому индустриальному обществу с широким использованием ГАП может возрасти доля малоквалифицированных рабочих, используемых на второстепенных (подсобных) операциях и работах, связывающих отдельные модули и автоматические линии между собой и с транспортными системами, а также на процессах регулировки, подготовки и установки обрабатываемых инструментов.

Новый социально-психологический тип работника научно-индустриального производства будет формироваться медленнее, чем создаваться новые машины и производства. Точнее, на новых производствах будут развиваться новые формы труда, преобразующие психологию работающих в сторону повышения дисциплинированности, умения ориентироваться на новые формы труда и подчиняться новым ритмам производственной деятельности. Несомненно, этот процесс будет протекать с меньшими отрицательными последствиями, если будут известны его неблагоприятные последствия, и на их ликвидацию будут направлены психологические и организационные мероприятия.

Общеобразовательное обучение в нашей стране опережает потребность специалистов для научно-индустриальных технологий, но конкретная профессиональная подготовка специалистов нуждается в расширении и совершенствовании. Значительное число лиц сейчас приобретает профессиональную подготовку опытным путем на предприятиях. Если в условиях обслуживания станочного парка (токарные, фрезерные и подобные работы) это компенсировалось временем обучения, то в условиях комплексной автоматизации и ГАП это может вести к экономическим (за счет высокой цены ошибки работающего) и психологическим (низкая эффективность, неудовлетворенность трудом, текучесть и т. д.) издержкам, способным нанести значительный ущерб не только предприятию, но и в целом обществу.

Важной общественной задачей представляется перспективная профессиональная и психологическая подготовка кадров в соответствии с требованиями нового станочного оборудования и новых технологий. Причем делать это необходимо параллельно, а лучше в опережающем варианте. Переход на более высокие уровни технологий необходимо поддерживать экономическими мероприятиями. Оплата труда новых специалистов должна быть более высокой, а овладение новыми специальностями – престижным. В настоящее время директивные методы управления, не подкрепленные необходимой экономической стимуляцией, не могут эффективно решать сложные проблемы.

Трудности перестройки стереотипа труда испытывают все работающие. Работа в привычных условиях, в сложившемся ритме выполнения операций, знание решений профессиональных задач и тому подобное не требуют от человека каждодневных новых усилий. Быстрое изменение профессии требует не только смены стереотипа труда, но и освоения новых знаний, приобретения навыков, что для многих людей, особенно в старшем возрасте, может оказаться не только трудной, но и неразрешимой задачей. Не случайно имеются сообщения о том, что искусство программирования легче осваивается в детском возрасте. Чем моложе человек, тем ему легче усвоить новые формы труда, а человеку, сложившемуся профессионально, нужны ломка старого опыта и навыков и формирование нового стереотипа.

Перед обществом встает более остро эргономико-психологическая проблема в виде несоответствия психофизиологической активности (способности к адаптации) человека требованиям социальной активности (способности к перестройке на новые формы труда). В какой-то мере с этой проблемой соприкасается авиация, где летчик, как известно, по своим психофизиологическим критериям ограничен в продолжительности труда на определенных типах самолетов. В связи с малым сравнительно числом летчиков общество разрешает эту задачу, теперь она встает с интенсифицированными технологиями перед промышленностью.

В капиталистических странах, чтобы не обременять себя заботами по психологической и психофизиологической пере­стройке лиц, привыкших к работе на обычных (даже сложных) станках, к работе на станках с ЧПУ и компьютерной техникой берут взамен молодежь, которая быстрее и безболезненнее осваивает новые виды технологий. Такой подход к решению проблемы ведет к сокращению периода профессиональной активности значительного числа членов общества. В обществе имеются необходимые социальные основы для демпфирования этого процесса путем стимулирования процесса этой категории людей к новым формам труда. Для успешности этой работы необходимы знания эргономико-психологических проблем, выдвигаемых научно-технической революцией, и разработка научных и практических решений. В числе многих проблем научно-индустриальных технологий можно выделить следующие.

Психическая деятельность человека характеризуется не только высокой пластичностью и, следовательно, высокой адаптационной способностью, но и определенной инертностью, причем выраженность последней пропорционально возрастает с возрастом человека.

Человека создал труд, труд необходим человеку не только для поддержания его биологической и социальной активности, но и для совершенствования его физических и психических способностей. Научно-технические изменения ставят передобществом проблему, когда оно может или вынуждено снизить трудовую нагрузку на человека. Встает психофизиологическая проблема определения границ допустимого снижения и допустимого упрощения физической и психической активности человека.

Современные технические средства характеризуются возрастанием функций человека по слежению за большим числом объектов управления (показатели приборов, данные о течении технологического процесса, окружающей среды и т. п.). Скоротечность технологий диктует требование снижения времени для принятия решений, а возрастающая цена ошибки за неправильные решения и действия повышает меру ответственности человека. Все это ведет к повышению психической нагрузки на человека в процессе современного производства.

В работе специалистов более остро стал обозначаться фактор тревожно-томительного ожидания. Деятельность человека все чаще сводится к ожиданию сигнала к действию, который потребует от него принятия ответственного решения, и это представляет собой новый вид труда в форме контроля (вернее ответственности) за состояние технической системы.

Существенным психологическим фактором современных производственных систем и технологий выступает опосредованность управления производственными процессами и деятельностью станков и механизмов. Если ранее работающий сразу же видел результат своей коррекции производственного процесса или определял изменения по косвенным данным, например по динамике шума, то сейчас ему приходится руководить технологическим процессом по косвенным (чаще приборным) показателям. Этот эффект может быть сравним с управлением ночным полетом самолета по приборам, что представляет собой довольно сложную в психологическом отношении задачу.

Развитие и совершенствование автоматизированных систем, их технизация, компьютеризация, динамизм производства требуют более тщательного изучения условий эффективности и устойчивости (надежности) действия человека – оператора, в том числе и в ненормативных и кризисных ситуациях.

Решение этих проблем входит в круг задач, которые призвана решать эргономика с учетом физиологических, психофизиологических и психологических критериев. Эффективное решение этих проблем возможно лишь в комплексном и динамическом аспекте с рассмотрением проблем профориентации, профотбора, обучения и воспитания кадров и их переподготовки, поддержания у них необходимого потенциала трудоспособности. Немаловажное значение в решении этих проблем принадлежит формам, приемам и методам формирования психологической установки на труд и обеспечения комфортных условий труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: