С производства в 1992 г

Наименование, марка Завод-производитель
Трактор Т-25А ПО «Владимирский тракторный завод»
Трактор Т-4А ПО «Алтайский тракторный завод»
Самоходное шасси Т-16М Харьковский завод тракторных самоходных шасси
Трактор Т-150К Харьковский тракторный завод
Трактор Т-40М ПО «Липецкий тракторный завод»
Трактор К-700А, К-701 ПО «Кировский завод», г. Ленинград
Зерноуборочный комбайн СК-5М ПО «Ростсельмаш»
Разбрасыватель удобрений РОУ-6 Завод «Ригасельмаш»
Смеситель кормов С-12 ПО «Уманьферммаш»
Кормодробилка КДУ-2,0 Новоград-Волынский завод «Сельхозмаш»
Зерноуборочный комбайн «Ени­сей-1200» ПО «Красноярский комбайновый завод»
Корнеуборочная машина КС-6Б ПО «Тернопольский комбайновый завод»
Косилка-плющилка КПС-5Б Люберецкое ПО «Завод им. Ухтомкого»
Косилка навесная КС-ф-2,1Б Люберецкое ПО «Завод им. Ухтомкого»
Косилка навесная КС-2,1 Люберецкое ПО «Завод им. Ухтомкого»
Картофелесажалка СН-4Б-1 Завод «Белинсксельмаш»
Прицеп-ёмкость ПСЕ-12,5 ПО «Гомсельмаш»
Кормоуборочный комбайн КСК-100А ПО «Гомсельмаш»
Бункер сухих кормов БСК-10 Завод «Красноармейскпищемаш»
Агрегат доильный УЛС-ЗА ПО «Кургансельмаш»
Кормораздатчик КТУ-10А Завод «Орсельмаш»
Парообразователь КВ-300МТ Зарайский станкостроительный завод
Навозоуборочный транспортер ТСН-160 ПО «Ковельсельмаш»

Журнал «Охрана труда и социальное страхование», № 8, 1991 г.

Документ 4. ВЛИЯНИЕ ЭРГОНОМИКИ НА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА МЕХАНИЗАТОРОВ

(Информационное сообщение АгроНИИТЭИИТО № 80 от 8.08.89 г.)

На повышение производительности сельскохозяйственных машин, сохранность здоровья механизаторов и создание комфортных условий труда в значительной степени оказывает влияние эргономика, которая находится на стыке дизайна, технической эстетики и техники безопасности. За рубежом даже появился термин «эргономический модерн», т. е. эргономика на самом высоком уровне.

В последние годы при создании сельскохозяйственной техники отмечается расширение масштабов использования микроэлектроники. На рабочем месте операторов тракторов возрастает число информационных индикаторов и анализаторов, что обусловливает и существенное повышение информационной нагрузки на механизатора. Вероятность ложного считывания трактористом данных, выводимых на индикаторы и сигнализаторы, зависит от пространственной концентрации и схожести этих элементов представления информации. Работа большинства машинно-тракторных агрегатов и самоходных комбайнов характеризуется значительной вариационностью условий параметров возмущающих воздействий. Это существенно затрудняет формирование у механизаторов навыков принятия стандартных решений при поступлении определенной информации от систем контроля.

С целью повышения навыков механизаторов в ФРГ организуется их обучение на начальной стадии работ на агрегате. Этот процесс ускоряется и его конечные результаты улучшаются при использовании бортовых компьютеров с единым информационным индикатором. В таких бортовых компьютерах высокий уровень пространственной концентрации информации сочетается с различными способностями ее предоставления механизаторам. Перспективным считается внедрение телевизионной аппаратуры для наблюдения за навесными орудиями, а в настоящее время совершенной является электронно-гидравлическая система автоматического регулирования навесного устройства «ЭГР ХИТИТРОНИК» западногерманской фирмы «Бош», применяемого на тракторах фирм «Массей Фергюсон», «Фендт» (ФРГ), «Штайгер» (США). Фирмой «Катерпиллер» на тракторе «Челенджер-65» для слежения за рабочими параметрами трактора устанавливаются дисплейные системы «Перформанс Монитор», которые регистрируют не только работу основных систем трактора, но и его производительность. Фирма «Штайгер» (США) на тракторах серии 1000 устанавливает по заказу потребителя трехточечную навесную гидравлическую систему с электронно-гидравлическим управлением и дисплеем на приборном щитке для визуального воспроизводства истинного положения навесной системы. Подобную электронную систему автоматического управления навесным устройством устанавливает фирма «Верстайл» (Канада) на тракторах модели 256.

Тракторы фирмы Кейс (Франция) с помощью двигателя 90...120 кВт оборудованы электронной системой контроля «Эко-контроль» и АСЕТ, которая дает информацию о параметрах: скорость движения, часовой расход топлива, режим работы ВОМ. При нажатии соответствующей кнопки выдается рекомендация по выбору передаточного числа оборотов вала для мощности, которая требуется в данный момент. Кроме того, электронная система позволяет регулировать глубину пахоты, подъем и опускание задней навески. Для экономного расходования топлива тракторы оборудованы электронной системой выбора передачи, соответствующей номинальному режиму двигателя.

Фирма «Массей Фергюсон» выпускает новые кабины для тракторов серии МГ-300 мощностью от 100 до 110 л. с. Уровень шума составляет 82 дБ. Кабина отличается хорошей обзорностью, имеет широкие двери. Опросы фермеров в США показали, что удобства доступа в кабины рассматривают как важнейший фактор при выборе трактора 46% опрошенных и как существенный критерий – 34%.

На многих моделях тракторов США, ФРГ, Англии, Франции комфортабельные кресла полностью регулируются в зависимости от массы и роста водителя. На кресле предусмотрены удобные подлокотники. Колесо управления может также регулироваться по высоте. Боковые задние окна, а также крыша кабины могут подниматься для вентиляции. Кроме этого, имеется двухскоростной вентилятор, а также подогреватель воздуха. Педали сцепления и тормозов расположены на полу кабины, имеющей достаточно большую площадь, что существенно облегчает управление ими в процессе работы. В кабине устанавливаются солнцезащитные стекла.

Перспективные направления по разработке новых образцов кабин тракторов за рубежом связаны с поиском принципиально новых форм агрегатирования, созданием кабин-капсул. Новые тракторы «Интрак» имеют одну дверь, расположенную слева, а в качестве аварийного выхода используются заднее окно и боковой оконный проем. Применяются одноместные кабины каркасной конструкции с центральным расположением сидения и высокой организацией поста управления. С этой целью рычаги объединены в специальные блоки, размещенные спереди, слева и справа от тракториста, при этом пол остается «чистым», что обеспечивает свободное пространство в кабине для прохода от двери к сиденью с учетом откидывающейся рулевой колонки и рационального размещения дверного проема. Широко используются графические изображения и лаконично выполненные шкалы приборов, отсутствует второстепенная (излишняя) информация, применяется индивидуальная подсветка приборов.

На высокопроизводительных комбайнах комбината «Фортшритт» (ГДР), фирмы «Дойтц-Фаар» (ФРГ), «Кейс МХ», «Сперри Хью-Холланд», «Джон-Дир», «Байли», «Массей Фергюсон» (США) устанавливаются комплексные контрольно-информационные системы на основе электронной и микропроцессорной техники, которые обеспечивают измерение и контроль скорости движения комбайна, размера убранной площади, частоты вращения молотильного барабана, потерь зерна за молотилкой, режима работы основных рабочих органов и технологического состояния узлов машины.

Фирмой «Дроннингборг» (Дания) разработан комбайн «Д-9000 Юмбо» с телевизионной системой контроля и регистрации – «Данавизион», работающей по 5 программам: контроль, регистрация, сервис, ручное управление и кодирование.

На кормоуборочных комбайнах для совершенствования системы управления американская фирма «Хесстон» применяет рукоятку типа «барьер» с горизонтальной образующей. Собственно рукояткой меняется скорость движения, включается передний или задний ход, а с помощью расположенных на рукоятке кнопок и клавиш осуществляется управление технологическим процессом. Кроме того, комбинированный орган управления сочетается с развитой системой средств отображения информации, которая включает прибор стрелочного типа (на одной круговой шкале читаются показания пяти приборов) и более двух десятков световых индикаторов, из которых 13 наиболее важных размещены на отдельной панели, смонтированной на правой средней стойке кабины. Световые индикаторы включаются только при нарушении режима работы или отказе конкретного механизма, так что водителю в процессе управления приходится реагировать на 1 – 2 сигнала.

Фирмой «Штайер» (Австрия) создан многотопливный «Комби-двигатель», который в функциональном и эргономическом отношении спроектирован так, что все работы по обслуживанию и ремонту можно выполнять в любых условиях, в том числе полевых (нет операций, требующих больших физических усилий, зоны обслуживания легкодоступны, комплект инструментов и приспособлений находится в специальном ящике, который механик всегда имеет при себе).

В основу деятельности школы эргономики в сельском хозяйстве Норвегии положен принцип непрерывной эргономической модернизации применяемой техники. В связи с этим следует отметить, что Норвегия закупает в нашей стране довольно много сельскохозяйственной техники, но ее тут же усовершенствуют. Так, например, чтобы обеспечить работающему дополнительные удобства и безопасность труда на наших тракторах, они ставят зеркала заднего вида увеличенных размеров, что позволяет механизатору наблюдать прицепные орудия в физиологически рациональной позе, меньше напрягать зрение, рулевую колонку переделывают в наклонную и уменьшают, таким образом, напряженность мышц шеи и спины работающего. Усовершенствовали трехточечный механизм задней навески и это облегчило присоединение рабочих орудий к трактору, в результате в большинстве случаев эту операцию стали проводить прямо из кабины тракторов, что исключает несчастные случаи.

Справочно: выпускаемые в СССР тракторы «Беларусь» ЮМЗ, комбайн «Дон-1500» и некоторые другие машины имеют неплохие эргономические показатели. В то же время использование положительного зарубежного опыта по эргономическому обеспечению сельскохозяйственной техники при ее создании, модернизации и ремонте позволит повысить эффективность применения машин, снизить травматизм механизаторов и повысить сохранность их здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: