Древнеримское право — jus civile antiquum, jus civile Quiritium, регулировало отношения в примитивном римском обществе, в период от родо-племенного устройства до римского государства. Для этого примитивного порядка характерны следующие черты.
Древнеримское право было примитивным, и его примитивизм отражается прежде всего в форме. Долгое время не было писанного права. Принятие Законов XII таблиц фактически означало нормирование обычного права. Как таковые, Законы считаются самым значительным правовым памятником древнего периода. В сущности, они представляли собой неполную и примитивную кодификацию. Наибольший примитивизм древнеримского права отражается в допущении применения самозащиты, так как обращение к государственным органам являлось исключением.
Запутанность древнеримского права отражается в переплетении правовых, моральных и обычных норм, как и норм светского и религиозного характера. Правовые отрасли и институты были смешаны и неразвиты. Начало развития правовой науки стало первым шагом в разрешении этой запутанности.
|
|
Древнеримское право было строго формализованным. Правовые действия совершались с точно определенными формальностями — изречениями и внешними жестами, мало считаясь с причиной и целью, которые необходимо постигнуть при ведении дела. Таким образом, строгий формализм приводил к абстрактизации дел.
Консерватизм древнеримского права проявлялся в сохранении внешних форм, старым формам придавалось новое содержание. Так, старые формы претворялись в символические жесты и действия.
Суровость древнеримского права особенно ярко проявлялась в наказаниях, как уголовного, так гражданского права.
Древнеримское право было строго персональным, поскольку его действие распространялось только на римских граждан.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Общественно-экономические отношения, государственное устройство и источники права в классическом рабовладельческом римском государстве (второй период)
Раздел первый. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ РИМСКОМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Глава первая. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД