Внутренняя борьба в постклассическом Риме

После периода диархии начался период монархии. Принцепс как диктатор требовал объединения рабовладельцев. Но этого в целом не происходило. Много значило то, кто взойдет на престол, и поэтому борьба между сенаторами и командирами войск за занятие престола стала одним из основных конфликтов в постклассическом Риме. Влияние войск при занятии престола было доминирующим с тех пор как сенатские императоры — императоры, пришедшие к власти с помощью сената — были свергнуты императорами, ставленниками войска. Воины ставили императорами тех кандидатов, которые давали им обещания или щедро одаривали и которые властвовали до тех пор, пока сдерживали данные ими обещания.

Решающее влияние войска при провозглашении императора приостановил на время Диоклетиан, который вопреки так называемой тетрархии положил начало наследованию престола. Попытка Диоклетиана не удалась, и войско и впоследствии играло решающую роль в выборе наследника престола.

Другим видом борьбы в этот период была борьба между центральными государственными органами и крупными землевладельцами. Крупные землевладельцы из своих владений создавали независимые территориальные единицы, на которых жили все те, кто, спасаясь от самовольства государственных органов и, особенно от сборщиков налогов, искали защиты у крупных землевладельцев. Эти люди превращались в подданных крупных землевладельцев. Борьба, которая приобрела черты социального бунта, разгорелась между колонами, ремесленниками и рабами, с одной стороны, и государственными органами и крупными земельными собственниками, с другой. Столкновения между подчиненным населением и представителями господствующих слоев в постклассический период были не редкостью. В третьем веке крупнейшим было восстание багудов, которое началось в Галлии, но охватило и другие части империи. Его подняли представители зависимой части населения против крупных землевладельцев, сборщиков налогов и воинов. Восстание удалось задушить императору Максимилиану, который правил вместе с Диоклетианом.

Яростная идеологическая борьба сначала между христианами и язычниками, а позднее в рамках христианской церкви, когда христианство было признано государственной религией, была характерна для постклассического периода развития римского государства.

Уже в эпоху принципата среди многочисленных религиозных сект появляется христианство, которое впоследствии из непризнанного и гонимого учения превратилось в мировую религию.

Вначале христианство появляется как религия угнетенных, противопоставленная господствующему общественному слою Рима, где ширился культ императора и государства. Безжалостные гонения на христиан не могли помешать христианству стать государственной религией. Сначала Константин издал Медиоланский эдикт о веротерпимости, по которому разрешалось свободное исповедание христианства, а в 380 году Феодосий провозгласил христианство единственной разрешенной религией. Соединение интересов церкви и государства заставило христианство изменить свой характер, из идеологии угнетенных оно трансформировалось в идеологию, защищающую интересы угнетателей, господствующего класса, обещая награду на том свете за все выстраданное на этом. (70) Эта программа не была принята всеми христианами. В раннем христианстве образовалось левое крыло, так называемых агностиков (борцов за истинную веру), которое состояло из бедняков, беглых рабов, колонов, которые действовали в Африке, уничтожая крупные государственные и частные имения и освобождая рабов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: